Проблемные аспекты подготовки коммуникативной компетенции врача

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный медицинский университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 307-308
  • Section: ЧАСТЬ II. Культура речи и деловое общение
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632273
  • ID: 632273

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В медицине недостаточно умения выполнять определенные манипуляции и операции для успешного профессионального функционирования. Помимо соответствующей квалификации и адекватного социального поведения, медику следует владеть и другими навыками и компетенциями, неотъемлемыми для его профессиональной деятельности. Врач, обладающий хорошими коммуникативными навыками, способен устанавливать эмоциональный контакт с пациентом, проявлять понимание и сострадание, что делает общение комфортным и позволяет пациенту открыто рассказывать о своих проблемах и болезнях. Однако необходимо учитывать, что коммуникативная компетентность врача не заменяет профессиональные знания, умения и навыки. Она дополняет их, создавая условия для более эффективного применения медицинских знаний в практике. Таким образом, коммуникативная компетентность врача является неотъемлемой частью его профессионального навыка.

Цель — определение проблемных аспектов подготовки коммуникативной компетенции врача.

Задачи:

1) определить уровень коммуникативной компетентности у студентов 1-го и 6-го курсов;

2) выявить проблемные аспекты подготовки коммуникативной компетенции врача на основе измерения корреляции между коммуникативной компетентностью и социальной компетентностью.

Методы. Методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) В.Н. Куницыной, анкета «Коммуникативные способности студента-медика» Е.А. Гужиной.

Результаты. В опросе приняли участие студенты СамГМУ направления подготовки «Лечебное дело» (50 чел. — 1-й курс, 50 чел. — 6-й курс). По результатам разработанной нами анкеты были получены следующие показатели: среди студентов 1-го курса высокий уровень владения коммуникативными способностями наблюдается у 36 % опрошенных, тогда как среди шестикурсников этот показатель составляет 64 %. Однако среди старших курсов большое количество опрошенных, а именно 28 %, все же имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей.

Методика Куницыной показала, что на 6-м курсе наблюдается динамика роста всех показателей по сравнению с первокурсниками. Далее нами был проведен корреляционный анализ (табл. 1), который определил наличие высокой взаимосвязи между результатами разработанной нами анкеты и шкалы «Коммуникативная компетентность» методики Куницыной, что говорит о достоверности полученных нами данных.

 

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа

Шкала оценивания

Социально-психологическая компетентность

Вербальная компетентность

Оперативная соц. компетентность

Эго-компетентность

Умение самопрезентации

Коммуникативная компетентность

Социальная компетентность

6-й курс

Коммуникативная компетентность

0,4738

0,3050

0,8662

0,4867

0,7002

0,8190

Коммуникативные способности

0,4449

0,3607

0,7686

0,4768

0,6946

0,8986

0,7777

1-й курс

Коммуникативная компетентность

0,8347

0,7403

0,7884

0,8540

0,8277

0,9289

Коммуникативные способности

0,6465

0,5250

0,6200

0,7336

0,6743

0,8154

0,7392

 

Корреляционный анализ также выявил определенную зависимость между коммуникативной компетентностью и другими показателями. Так, среди первокурсников высокие прямо пропорциональные корреляционные связи коммуникативной компетентности обнаружены по всем шкалам, а среди старших курсов такой тенденции не прослеживается. Необходимо отметить, что и на 1-м, и на 6-м курсах отмечается очень высокая прямо пропорциональная корреляция между коммуникативной компетентностью и средним показателем социальной компетентности.

Мы пришли к выводу, что коммуникативные компетенции неразрывно связаны, а точнее связаны прямо пропорционально с социальной коммуникативной компетентностью. Таким образом, повышая социальную компетентность студента-медика в целом, можно подготовить его к дальнейшей работе врача в частности.

Выводы. Формирование коммуникативной компетентности требует системного подхода, а основным проблемным аспектом подготовки коммуникативной компетенции будущего врача является недостаточная сформированность социальной компетентности в целом. Поэтому решение вопроса о повышении уровня социальной компетентности, по нашему мнению, требует включения в программу обучения будущих специалистов специальных курсов, тренингов и практических занятий, воздействующих на коммуникативную сферу личностного развития врача по всем параметрам. А полученные навыки должны развиваться на протяжении всей профессиональной карьеры врача.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки; компетенции врача; профессиональные навыки; эффективная коммуникация врача с пациентом.

Full Text

Обоснование. В медицине недостаточно умения выполнять определенные манипуляции и операции для успешного профессионального функционирования. Помимо соответствующей квалификации и адекватного социального поведения, медику следует владеть и другими навыками и компетенциями, неотъемлемыми для его профессиональной деятельности. Врач, обладающий хорошими коммуникативными навыками, способен устанавливать эмоциональный контакт с пациентом, проявлять понимание и сострадание, что делает общение комфортным и позволяет пациенту открыто рассказывать о своих проблемах и болезнях. Однако необходимо учитывать, что коммуникативная компетентность врача не заменяет профессиональные знания, умения и навыки. Она дополняет их, создавая условия для более эффективного применения медицинских знаний в практике. Таким образом, коммуникативная компетентность врача является неотъемлемой частью его профессионального навыка.

Цель — определение проблемных аспектов подготовки коммуникативной компетенции врача.

Задачи:

1) определить уровень коммуникативной компетентности у студентов 1-го и 6-го курсов;

2) выявить проблемные аспекты подготовки коммуникативной компетенции врача на основе измерения корреляции между коммуникативной компетентностью и социальной компетентностью.

Методы. Методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) В.Н. Куницыной, анкета «Коммуникативные способности студента-медика» Е.А. Гужиной.

Результаты. В опросе приняли участие студенты СамГМУ направления подготовки «Лечебное дело» (50 чел. — 1-й курс, 50 чел. — 6-й курс). По результатам разработанной нами анкеты были получены следующие показатели: среди студентов 1-го курса высокий уровень владения коммуникативными способностями наблюдается у 36 % опрошенных, тогда как среди шестикурсников этот показатель составляет 64 %. Однако среди старших курсов большое количество опрошенных, а именно 28 %, все же имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей.

Методика Куницыной показала, что на 6-м курсе наблюдается динамика роста всех показателей по сравнению с первокурсниками. Далее нами был проведен корреляционный анализ (табл. 1), который определил наличие высокой взаимосвязи между результатами разработанной нами анкеты и шкалы «Коммуникативная компетентность» методики Куницыной, что говорит о достоверности полученных нами данных.

 

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа

Шкала оценивания

Социально-психологическая компетентность

Вербальная компетентность

Оперативная соц. компетентность

Эго-компетентность

Умение самопрезентации

Коммуникативная компетентность

Социальная компетентность

6-й курс

Коммуникативная компетентность

0,4738

0,3050

0,8662

0,4867

0,7002

0,8190

Коммуникативные способности

0,4449

0,3607

0,7686

0,4768

0,6946

0,8986

0,7777

1-й курс

Коммуникативная компетентность

0,8347

0,7403

0,7884

0,8540

0,8277

0,9289

Коммуникативные способности

0,6465

0,5250

0,6200

0,7336

0,6743

0,8154

0,7392

 

Корреляционный анализ также выявил определенную зависимость между коммуникативной компетентностью и другими показателями. Так, среди первокурсников высокие прямо пропорциональные корреляционные связи коммуникативной компетентности обнаружены по всем шкалам, а среди старших курсов такой тенденции не прослеживается. Необходимо отметить, что и на 1-м, и на 6-м курсах отмечается очень высокая прямо пропорциональная корреляция между коммуникативной компетентностью и средним показателем социальной компетентности.

Мы пришли к выводу, что коммуникативные компетенции неразрывно связаны, а точнее связаны прямо пропорционально с социальной коммуникативной компетентностью. Таким образом, повышая социальную компетентность студента-медика в целом, можно подготовить его к дальнейшей работе врача в частности.

Выводы. Формирование коммуникативной компетентности требует системного подхода, а основным проблемным аспектом подготовки коммуникативной компетенции будущего врача является недостаточная сформированность социальной компетентности в целом. Поэтому решение вопроса о повышении уровня социальной компетентности, по нашему мнению, требует включения в программу обучения будущих специалистов специальных курсов, тренингов и практических занятий, воздействующих на коммуникативную сферу личностного развития врача по всем параметрам. А полученные навыки должны развиваться на протяжении всей профессиональной карьеры врача.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки; компетенции врача; профессиональные навыки; эффективная коммуникация врача с пациентом.

×

About the authors

Самарский государственный медицинский университет

Author for correspondence.
Email: guzhina.helena@gmail.com

студентка, 105 группа

Russian Federation, Самара

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Гужина Е.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.