Проблемные аспекты подготовки коммуникативной компетенции врача
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный медицинский университет
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 307-308
- Section: ЧАСТЬ II. Культура речи и деловое общение
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632273
- ID: 632273
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В медицине недостаточно умения выполнять определенные манипуляции и операции для успешного профессионального функционирования. Помимо соответствующей квалификации и адекватного социального поведения, медику следует владеть и другими навыками и компетенциями, неотъемлемыми для его профессиональной деятельности. Врач, обладающий хорошими коммуникативными навыками, способен устанавливать эмоциональный контакт с пациентом, проявлять понимание и сострадание, что делает общение комфортным и позволяет пациенту открыто рассказывать о своих проблемах и болезнях. Однако необходимо учитывать, что коммуникативная компетентность врача не заменяет профессиональные знания, умения и навыки. Она дополняет их, создавая условия для более эффективного применения медицинских знаний в практике. Таким образом, коммуникативная компетентность врача является неотъемлемой частью его профессионального навыка.
Цель — определение проблемных аспектов подготовки коммуникативной компетенции врача.
Задачи:
1) определить уровень коммуникативной компетентности у студентов 1-го и 6-го курсов;
2) выявить проблемные аспекты подготовки коммуникативной компетенции врача на основе измерения корреляции между коммуникативной компетентностью и социальной компетентностью.
Методы. Методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) В.Н. Куницыной, анкета «Коммуникативные способности студента-медика» Е.А. Гужиной.
Результаты. В опросе приняли участие студенты СамГМУ направления подготовки «Лечебное дело» (50 чел. — 1-й курс, 50 чел. — 6-й курс). По результатам разработанной нами анкеты были получены следующие показатели: среди студентов 1-го курса высокий уровень владения коммуникативными способностями наблюдается у 36 % опрошенных, тогда как среди шестикурсников этот показатель составляет 64 %. Однако среди старших курсов большое количество опрошенных, а именно 28 %, все же имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей.
Методика Куницыной показала, что на 6-м курсе наблюдается динамика роста всех показателей по сравнению с первокурсниками. Далее нами был проведен корреляционный анализ (табл. 1), который определил наличие высокой взаимосвязи между результатами разработанной нами анкеты и шкалы «Коммуникативная компетентность» методики Куницыной, что говорит о достоверности полученных нами данных.
Таблица 1. Результаты корреляционного анализа
Шкала оценивания | Социально-психологическая компетентность | Вербальная компетентность | Оперативная соц. компетентность | Эго-компетентность | Умение самопрезентации | Коммуникативная компетентность | Социальная компетентность | |
6-й курс | Коммуникативная компетентность | 0,4738 | 0,3050 | 0,8662 | 0,4867 | 0,7002 | – | 0,8190 |
Коммуникативные способности | 0,4449 | 0,3607 | 0,7686 | 0,4768 | 0,6946 | 0,8986 | 0,7777 | |
1-й курс | Коммуникативная компетентность | 0,8347 | 0,7403 | 0,7884 | 0,8540 | 0,8277 | – | 0,9289 |
Коммуникативные способности | 0,6465 | 0,5250 | 0,6200 | 0,7336 | 0,6743 | 0,8154 | 0,7392 |
Корреляционный анализ также выявил определенную зависимость между коммуникативной компетентностью и другими показателями. Так, среди первокурсников высокие прямо пропорциональные корреляционные связи коммуникативной компетентности обнаружены по всем шкалам, а среди старших курсов такой тенденции не прослеживается. Необходимо отметить, что и на 1-м, и на 6-м курсах отмечается очень высокая прямо пропорциональная корреляция между коммуникативной компетентностью и средним показателем социальной компетентности.
Мы пришли к выводу, что коммуникативные компетенции неразрывно связаны, а точнее связаны прямо пропорционально с социальной коммуникативной компетентностью. Таким образом, повышая социальную компетентность студента-медика в целом, можно подготовить его к дальнейшей работе врача в частности.
Выводы. Формирование коммуникативной компетентности требует системного подхода, а основным проблемным аспектом подготовки коммуникативной компетенции будущего врача является недостаточная сформированность социальной компетентности в целом. Поэтому решение вопроса о повышении уровня социальной компетентности, по нашему мнению, требует включения в программу обучения будущих специалистов специальных курсов, тренингов и практических занятий, воздействующих на коммуникативную сферу личностного развития врача по всем параметрам. А полученные навыки должны развиваться на протяжении всей профессиональной карьеры врача.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки; компетенции врача; профессиональные навыки; эффективная коммуникация врача с пациентом.
Full Text
Обоснование. В медицине недостаточно умения выполнять определенные манипуляции и операции для успешного профессионального функционирования. Помимо соответствующей квалификации и адекватного социального поведения, медику следует владеть и другими навыками и компетенциями, неотъемлемыми для его профессиональной деятельности. Врач, обладающий хорошими коммуникативными навыками, способен устанавливать эмоциональный контакт с пациентом, проявлять понимание и сострадание, что делает общение комфортным и позволяет пациенту открыто рассказывать о своих проблемах и болезнях. Однако необходимо учитывать, что коммуникативная компетентность врача не заменяет профессиональные знания, умения и навыки. Она дополняет их, создавая условия для более эффективного применения медицинских знаний в практике. Таким образом, коммуникативная компетентность врача является неотъемлемой частью его профессионального навыка.
Цель — определение проблемных аспектов подготовки коммуникативной компетенции врача.
Задачи:
1) определить уровень коммуникативной компетентности у студентов 1-го и 6-го курсов;
2) выявить проблемные аспекты подготовки коммуникативной компетенции врача на основе измерения корреляции между коммуникативной компетентностью и социальной компетентностью.
Методы. Методика «Измерение коммуникативной и социальной компетентности» (КОСКОМ) В.Н. Куницыной, анкета «Коммуникативные способности студента-медика» Е.А. Гужиной.
Результаты. В опросе приняли участие студенты СамГМУ направления подготовки «Лечебное дело» (50 чел. — 1-й курс, 50 чел. — 6-й курс). По результатам разработанной нами анкеты были получены следующие показатели: среди студентов 1-го курса высокий уровень владения коммуникативными способностями наблюдается у 36 % опрошенных, тогда как среди шестикурсников этот показатель составляет 64 %. Однако среди старших курсов большое количество опрошенных, а именно 28 %, все же имеют низкий уровень развития коммуникативных способностей.
Методика Куницыной показала, что на 6-м курсе наблюдается динамика роста всех показателей по сравнению с первокурсниками. Далее нами был проведен корреляционный анализ (табл. 1), который определил наличие высокой взаимосвязи между результатами разработанной нами анкеты и шкалы «Коммуникативная компетентность» методики Куницыной, что говорит о достоверности полученных нами данных.
Таблица 1. Результаты корреляционного анализа
Шкала оценивания | Социально-психологическая компетентность | Вербальная компетентность | Оперативная соц. компетентность | Эго-компетентность | Умение самопрезентации | Коммуникативная компетентность | Социальная компетентность | |
6-й курс | Коммуникативная компетентность | 0,4738 | 0,3050 | 0,8662 | 0,4867 | 0,7002 | – | 0,8190 |
Коммуникативные способности | 0,4449 | 0,3607 | 0,7686 | 0,4768 | 0,6946 | 0,8986 | 0,7777 | |
1-й курс | Коммуникативная компетентность | 0,8347 | 0,7403 | 0,7884 | 0,8540 | 0,8277 | – | 0,9289 |
Коммуникативные способности | 0,6465 | 0,5250 | 0,6200 | 0,7336 | 0,6743 | 0,8154 | 0,7392 |
Корреляционный анализ также выявил определенную зависимость между коммуникативной компетентностью и другими показателями. Так, среди первокурсников высокие прямо пропорциональные корреляционные связи коммуникативной компетентности обнаружены по всем шкалам, а среди старших курсов такой тенденции не прослеживается. Необходимо отметить, что и на 1-м, и на 6-м курсах отмечается очень высокая прямо пропорциональная корреляция между коммуникативной компетентностью и средним показателем социальной компетентности.
Мы пришли к выводу, что коммуникативные компетенции неразрывно связаны, а точнее связаны прямо пропорционально с социальной коммуникативной компетентностью. Таким образом, повышая социальную компетентность студента-медика в целом, можно подготовить его к дальнейшей работе врача в частности.
Выводы. Формирование коммуникативной компетентности требует системного подхода, а основным проблемным аспектом подготовки коммуникативной компетенции будущего врача является недостаточная сформированность социальной компетентности в целом. Поэтому решение вопроса о повышении уровня социальной компетентности, по нашему мнению, требует включения в программу обучения будущих специалистов специальных курсов, тренингов и практических занятий, воздействующих на коммуникативную сферу личностного развития врача по всем параметрам. А полученные навыки должны развиваться на протяжении всей профессиональной карьеры врача.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки; компетенции врача; профессиональные навыки; эффективная коммуникация врача с пациентом.
About the authors
Самарский государственный медицинский университет
Author for correspondence.
Email: guzhina.helena@gmail.com
студентка, 105 группа
Russian Federation, СамараSupplementary files
