Запах как явление культуры и объект исследования

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Самарский государственный институт культуры
  • Edição: Volume 2 (2024)
  • Páginas: 273-274
  • Seção: ЧАСТЬ II. Теория и история культуры
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632206
  • ID: 632206

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Заявленная тема является, на наш взгляд, актуальной и значимой, так как запахи играли и играют важную роль в жизнедеятельности человека. Они воздействуют на его сознание и органы чувств. С помощью запаха можно эстетически или научно осмыслить действительность. Запах в культуре воспринимается как определенный контекст, в котором те или иные явления, события или просто вещи могут интерпретироваться совершенно по-разному. В связи с этим изучение запаха представляется важным и значимым.

Цель — рассмотрение запаха как явления культуры, а также анализ и систематизация существующих в науке исследований и концепций, посвященных феномену запаха.

Методы. При проведении исследования использовались различные методы: анализ, синтез, структурно-функциональный и типологический.

Результаты. В результате проведенного исследования было установлено, что запах — не просто биологическое явление, а феномен культурный [5, с. 97]. «О процессе “окультуривания” запаха человеком говорят такие существующие в языке понятия, как: “аромат”, “благовоние”, “благоухание”, “вонь”, “дух”, “зловоние”, “смрад”, “чад”. Смысловые различия между данными понятиями основываются на эмоциональной оценке того или иного запаха. В соответствии с этим, такие слова, как “аромат”, “благовоние”, “благоухание” применяются для характеристики приятного запаха, тогда как понятия “чад”, “смрад”, “вонь”, “зловоние” характеризуют разной степени запахи неприятные» [2, с. 12]. «Каждая культура имеет свои специфические запахи, которые являются доминантными для носителей той или иной культуры. Это связано как с географическими и природными условиями существования и развития культуры, так и с традициями, обрядами и некоторыми обычаями того или иного народа. Таким образом, ароматы наделены культурными значениями и смыслами и участвуют в общественной жизни в качестве парадигмы идентификации мира и взаимодействия с ним» [5, с. 97].

Как показал проведенный нами анализ источников и литературы, исследование запаха имеет давнюю историю. Систематизировав собранную информацию, можно выделить несколько направлений в исследовании ароматов и запахов. Первое направление — физиологическое. В рамках данного направления ученые изучали не сами ароматы и запахи, а органы человеческого тела, которые могли эти запахи распознавать. Второе направление — психологическое. В центре внимания подобных исследований находились ощущения, которые возникают при восприятии того или иного запаха. Третье направление — философское. Первопроходцем в данном направлении стал древнегреческий философ Платон, разделивший запахи на приятные и неприятные. Четвертое направление связано антропологией. Ученые-антропологи исследуют запах прежде всего как феномен культурный, наделенный различными символическими значениями и смыслами. Это исследования Б. Малиновского, Радклифф-Брауна, Леви-Стросса и других. Пятое направление — социологическое. Первым социологом, внесшим значительный вклад в изучение чувств, является философ Георг Зиммель. По его мнению, обоняние — идентификатор социального статуса индивида, маркер принадлежности к определенной расе, нации или культуре. В шестую группу исследований ароматов и запахов можно отнести культурологические и междисциплинарные исследования, изучающие запахи с различных сторон и ракурсов, но как важнейшую составляющую культуры. Это работы О.Б. Вайнштейн, Г.Е. Крейдлина, С.В. Рязанцева и других [1, 3, 4].

Выводы. Проанализировав труды отечественных и зарубежных исследователей, были выявлены основные аспекты изучения феномена запаха как феномена культуры. Во-первых, запах тесно связан с человеком и теми социокультурными практиками, которые являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Во-вторых, тело человека также можно рассматривать как определенный источник запаха, который человек всегда стремился облагородить. В-третьих, запах можно рассматривать как определенный контекст, в котором события, вещи или явления могут восприниматься совершенно по-разному.

Texto integral

Обоснование. Заявленная тема является, на наш взгляд, актуальной и значимой, так как запахи играли и играют важную роль в жизнедеятельности человека. Они воздействуют на его сознание и органы чувств. С помощью запаха можно эстетически или научно осмыслить действительность. Запах в культуре воспринимается как определенный контекст, в котором те или иные явления, события или просто вещи могут интерпретироваться совершенно по-разному. В связи с этим изучение запаха представляется важным и значимым.

Цель — рассмотрение запаха как явления культуры, а также анализ и систематизация существующих в науке исследований и концепций, посвященных феномену запаха.

Методы. При проведении исследования использовались различные методы: анализ, синтез, структурно-функциональный и типологический.

Результаты. В результате проведенного исследования было установлено, что запах — не просто биологическое явление, а феномен культурный [5, с. 97]. «О процессе “окультуривания” запаха человеком говорят такие существующие в языке понятия, как: “аромат”, “благовоние”, “благоухание”, “вонь”, “дух”, “зловоние”, “смрад”, “чад”. Смысловые различия между данными понятиями основываются на эмоциональной оценке того или иного запаха. В соответствии с этим, такие слова, как “аромат”, “благовоние”, “благоухание” применяются для характеристики приятного запаха, тогда как понятия “чад”, “смрад”, “вонь”, “зловоние” характеризуют разной степени запахи неприятные» [2, с. 12]. «Каждая культура имеет свои специфические запахи, которые являются доминантными для носителей той или иной культуры. Это связано как с географическими и природными условиями существования и развития культуры, так и с традициями, обрядами и некоторыми обычаями того или иного народа. Таким образом, ароматы наделены культурными значениями и смыслами и участвуют в общественной жизни в качестве парадигмы идентификации мира и взаимодействия с ним» [5, с. 97].

Как показал проведенный нами анализ источников и литературы, исследование запаха имеет давнюю историю. Систематизировав собранную информацию, можно выделить несколько направлений в исследовании ароматов и запахов. Первое направление — физиологическое. В рамках данного направления ученые изучали не сами ароматы и запахи, а органы человеческого тела, которые могли эти запахи распознавать. Второе направление — психологическое. В центре внимания подобных исследований находились ощущения, которые возникают при восприятии того или иного запаха. Третье направление — философское. Первопроходцем в данном направлении стал древнегреческий философ Платон, разделивший запахи на приятные и неприятные. Четвертое направление связано антропологией. Ученые-антропологи исследуют запах прежде всего как феномен культурный, наделенный различными символическими значениями и смыслами. Это исследования Б. Малиновского, Радклифф-Брауна, Леви-Стросса и других. Пятое направление — социологическое. Первым социологом, внесшим значительный вклад в изучение чувств, является философ Георг Зиммель. По его мнению, обоняние — идентификатор социального статуса индивида, маркер принадлежности к определенной расе, нации или культуре. В шестую группу исследований ароматов и запахов можно отнести культурологические и междисциплинарные исследования, изучающие запахи с различных сторон и ракурсов, но как важнейшую составляющую культуры. Это работы О.Б. Вайнштейн, Г.Е. Крейдлина, С.В. Рязанцева и других [1, 3, 4].

Выводы. Проанализировав труды отечественных и зарубежных исследователей, были выявлены основные аспекты изучения феномена запаха как феномена культуры. Во-первых, запах тесно связан с человеком и теми социокультурными практиками, которые являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Во-вторых, тело человека также можно рассматривать как определенный источник запаха, который человек всегда стремился облагородить. В-третьих, запах можно рассматривать как определенный контекст, в котором события, вещи или явления могут восприниматься совершенно по-разному.

×

Sobre autores

Самарский государственный институт культуры

Autor responsável pela correspondência
Email: melekescevaviktoria05@gmail.com

студентка, группа КМ-123, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Вайнштейн О.Б. Ароматы и запахи в культуре: в 2 кн. Москва: Новое лит. обозрение, 2010.
  2. Епанешникова М.А. Феномен запаха в культуре: особенности функционирования в сакральной и профанной сферах: автореф. дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2011. 23 с. EDN: ZOEZXD
  3. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела и естественный язык. Москва: Новое литературное обозрение, 2002. 581 с.
  4. Рязанцев С.В. В мире запахов и звуков. Москва: Терра, Книжный клуб, 1997. 426 с.
  5. Чиркова Н.В. Запах как явление культуры: попытка теоретического осмысления культуры парфюма // Креативная экономика и социальные инновации. 2014. Т. 4, № 3(8). С. 96–106. EDN: TGGTDB

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Мелекесцева В.А., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.