Обоснование стратегических перспектив социально-экономического развития Волго-Уральского макрорегиона

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный экономический университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 362-363
  • Section: ЧАСТЬ II. Государственное и муниципальное управление
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632186
  • ID: 632186

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В сложных условиях внешней и внутренней среды, которая характеризуется высокой степенью неопределенности и изменчивости, задача устойчивого темпа социально-экономического развития регионов усложняется.

Повышение эффективности использования ресурсов и потенциалов, которыми обладает каждый из регионов, должно найти отражение в перспективных направлениях развития макрорегионов на основе межрегионального сотрудничества [4].

Цель — обоснование стратегических перспектив социально-экономического развития Волго-Уральского макрорегиона.

Методы. Исследование, объектом которого стали субъекты в составе Волго-Уральского макрорегиона, выполнялось согласно представленным этапам:

  • 1 этап — идентификация объекта исследования (Волго-Уральского макрорегиона);
  • 2 этап — разработка и реализация методики (алгоритма) комплексной (интегральной) оценки социально-экономического развития субъектов РФ в составе макрорегиона [2];
  • 3 этап — реализация SWOT-анализа социально-экономического развития Волго-Уральского макрорегиона на основе результатов предыдущего этапа и анализа документов стратегического целеполагания регионов;
  • 4 этап — разработка направлений формирования системы стратегического планирования Волго-Уральского макрорегиона.

Результаты. По результатам комплексной оценки интегральный показатель в 2022 г. относительно 2018 г. (в промежутке за пять лет) максимально увеличился в Саратовской области на 5,04 % и в Оренбургской области — на 4,9 %. В других регионах — Ульяновской области и Республике Башкортостан интегральный показатель снизился на 1,61 и 0,29 % соответственно [2].

На рис. 1 графически представлен рейтинг субъектов РФ, входящих в состав Волго-Уральского макрорегиона, в качестве результата реализации второго этапа исследования.

 

Рис. 1. Рейтинг субъектов РФ, входящих в состав Волго-Уральского макрорегиона, по значению интегрального показателя социально-экономического развития в 2018–2022 гг. [2]

 

Несмотря на то, что интегральный показатель Самарской области снижался, регион показывает устойчивое развитие, что позволяет на протяжении пяти лет оставаться бессменным регионом-лидером.

Субъекты РФ, которые входят в состав Волго-Уральского макрорегиона, объединены таким образом, чтобы реализовывать межрегиональную кооперацию научно-технического, человеческого, экономического, инновационного, инвестиционного и других потенциалов, а также чтобы интегрировать рынки товаров, услуг, капиталов для получения синергетического эффекта [1].

В качестве предложений были разработаны направления формирования системы стратегического планирования Волго-Уральского макрорегиона с учетом фактора интеграции:

  1. аналитическое исследование блоков целеполагания в составе стратегий социально-экономического развития изучаемых субъектов РФ на соответствие целям и задачам Стратегии пространственного развития [3] и других актуальных документов стратегического планирования РФ;
  2. при выявлении неоправданного повторения инвестиционных проектов в регионах необходимо скорректировать региональные стратегии, дабы избежать неоправданной межрегиональной конкуренции и нерационального использования ресурсов;
  3. создать координационный орган стратегического планирования Волго-Уральского макрорегиона;
  4. разработать документ стратегического характера макрорегионального значения (стратегию развития макрорегиона) с целью выработки механизмов решения межрегиональных проблем, усиления интеграционных процессов и повышения уровня сотрудничества и кооперации регионов в его составе.

Выводы. Несмотря на большой спектр векторов перспективного развития, выбор самостоятельных путей и средств их реализации, в стратегических документах развития исследуемых регионов отсутствуют положения (разделы) относительно скоординированного развития в составе макрорегиона в целях усиления конкурентного потенциала. Разработанный алгоритм сравнительной оценки и его результаты реализации могут быть использованы в рамках научного обоснования при формировании стратегий социально-экономического развития макрорегионов России [2].

Full Text

Обоснование. В сложных условиях внешней и внутренней среды, которая характеризуется высокой степенью неопределенности и изменчивости, задача устойчивого темпа социально-экономического развития регионов усложняется.

Повышение эффективности использования ресурсов и потенциалов, которыми обладает каждый из регионов, должно найти отражение в перспективных направлениях развития макрорегионов на основе межрегионального сотрудничества [4].

Цель — обоснование стратегических перспектив социально-экономического развития Волго-Уральского макрорегиона.

Методы. Исследование, объектом которого стали субъекты в составе Волго-Уральского макрорегиона, выполнялось согласно представленным этапам:

  • 1 этап — идентификация объекта исследования (Волго-Уральского макрорегиона);
  • 2 этап — разработка и реализация методики (алгоритма) комплексной (интегральной) оценки социально-экономического развития субъектов РФ в составе макрорегиона [2];
  • 3 этап — реализация SWOT-анализа социально-экономического развития Волго-Уральского макрорегиона на основе результатов предыдущего этапа и анализа документов стратегического целеполагания регионов;
  • 4 этап — разработка направлений формирования системы стратегического планирования Волго-Уральского макрорегиона.

Результаты. По результатам комплексной оценки интегральный показатель в 2022 г. относительно 2018 г. (в промежутке за пять лет) максимально увеличился в Саратовской области на 5,04 % и в Оренбургской области — на 4,9 %. В других регионах — Ульяновской области и Республике Башкортостан интегральный показатель снизился на 1,61 и 0,29 % соответственно [2].

На рис. 1 графически представлен рейтинг субъектов РФ, входящих в состав Волго-Уральского макрорегиона, в качестве результата реализации второго этапа исследования.

 

Рис. 1. Рейтинг субъектов РФ, входящих в состав Волго-Уральского макрорегиона, по значению интегрального показателя социально-экономического развития в 2018–2022 гг. [2]

 

Несмотря на то, что интегральный показатель Самарской области снижался, регион показывает устойчивое развитие, что позволяет на протяжении пяти лет оставаться бессменным регионом-лидером.

Субъекты РФ, которые входят в состав Волго-Уральского макрорегиона, объединены таким образом, чтобы реализовывать межрегиональную кооперацию научно-технического, человеческого, экономического, инновационного, инвестиционного и других потенциалов, а также чтобы интегрировать рынки товаров, услуг, капиталов для получения синергетического эффекта [1].

В качестве предложений были разработаны направления формирования системы стратегического планирования Волго-Уральского макрорегиона с учетом фактора интеграции:

  1. аналитическое исследование блоков целеполагания в составе стратегий социально-экономического развития изучаемых субъектов РФ на соответствие целям и задачам Стратегии пространственного развития [3] и других актуальных документов стратегического планирования РФ;
  2. при выявлении неоправданного повторения инвестиционных проектов в регионах необходимо скорректировать региональные стратегии, дабы избежать неоправданной межрегиональной конкуренции и нерационального использования ресурсов;
  3. создать координационный орган стратегического планирования Волго-Уральского макрорегиона;
  4. разработать документ стратегического характера макрорегионального значения (стратегию развития макрорегиона) с целью выработки механизмов решения межрегиональных проблем, усиления интеграционных процессов и повышения уровня сотрудничества и кооперации регионов в его составе.

Выводы. Несмотря на большой спектр векторов перспективного развития, выбор самостоятельных путей и средств их реализации, в стратегических документах развития исследуемых регионов отсутствуют положения (разделы) относительно скоординированного развития в составе макрорегиона в целях усиления конкурентного потенциала. Разработанный алгоритм сравнительной оценки и его результаты реализации могут быть использованы в рамках научного обоснования при формировании стратегий социально-экономического развития макрорегионов России [2].

×

About the authors

Самарский государственный экономический университет

Author for correspondence.
Email: ratnikova.001@mail.ru

студентка

Russian Federation, Самара

References

  1. Владыка М.В., Чистникова И.В., Ермаченко Ф.М. Межрегиональная интеграция в пространстве макрорегиона как фактор развития национальной экономики // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 6, № 4. С. 33–43. EDN: XRPDGM doi: 10.18413/2409-1634-2020-6-4-0-4
  2. Королева Е.Н., Ратникова М.А. Сравнительная оценка социально-экономического развития субъектов РФ в составе Волго-Уральского макрорегиона // Экономика и предпринимательство. 2023. № 10(159). С. 262–266. EDN: GXFKIU doi: 10.34925/EIP.2023.159.10.048
  3. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 13.12.2021).
  4. Ускова Т.В., Лукин Е.В. О перспективах развития региона на основе межрегионального сотрудничества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 3(45). С. 65–81. EDN: WCOIGH doi: 10.15838/esc.2016.3.45.3

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Рис. 1. Рейтинг субъектов РФ, входящих в состав Волго-Уральского макрорегиона, по значению интегрального показателя социально-экономического развития в 2018–2022 гг. [2]

Download (129KB)

Copyright (c) 2024 Ратникова М.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.