Городское кладбище как свидетель истории и объект экскурсионного показа (на примере Баныкинского кладбища)

Cover Page
  • Authors: 1, 1, 1
  • Affiliations:
    1. Тольяттинский государственный университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 391-392
  • Section: ЧАСТЬ II. Проблемы и перспективы развития индустрии туризма и гостеприимства
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632185
  • ID: 632185

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Историю культуры любого города можно проследить через памятники архитектуры, жилищную застройку, а также скульптуры малых форм и целые композиции. Помимо просмотра архитектурного оформления улиц для знакомства с городом, мы можем посетить краеведческий музей или любое другое учреждение культуры. Самой доступной и полной возможностью познакомиться с историей города может стать обзорная экскурсия, в рамках которой экскурсантам предоставляется основная информация о городе, в том числе и о его истории.

Цель — кладбище, расположенное на улице Баныкина в Тольятти может стать одним из потенциальных объектов экскурсионного показа, так как имеет интересную историю, напрямую связанную с историей города.

Методы. Предшественником Баныкинского кладбища является старое кладбище затопленного Ставрополя, ныне известного как Ставропольский некрополь. Оно имеет историю длиною более чем в сто лет [2, с. 57].

Кладбище просуществовало до середины XX века, но в связи со строительством Куйбышевской ГЭСоно попадало в зону затопления и вместе со Ставрополем было перенесено. В срок до 15 июля было дано время для перенесения праха за счет треста Горжилкоммунстрой. Оставшийся прах также был перенесен на новое кладбище — в братские могилы [2, с. 58].

При исследовании Ставропольского некрополя было обнаружено определенное количество погребального инвентаря. Можно выделить два основных набора сопроводительного инвентаря: «пищевой» и христианско-символический. «Пищевой» включал в себя различные сосуды: глиняные миски, фарфоровые чашки, рюмки и стаканы. К христианско-символическим предметам относятся нательные кресты, иконы, медальоны. Кроме того, в коллекции представлены парфюмерные и аптечные флаконы, флаконы для хранения лампадного масла. В могилах также обнаружены бусы, браслеты, елочные игрушки, монеты и другие вещи [1, с. 249].

В результате раскопок на некрополе старого Ставрополя были получены уникальные материалы для изучения городской погребальной культуры, а также для использования их как источников для исторических реконструкций.

Результаты. Предполагаемый вариант экскурсионного маршрута по Баныкинскому кладбищу состоит из участка первых перенесенных могил со Ставропольского кладбища, Аллеи почета, а также аллей героев, погибших во время военных действий в Афганистане и Чечне.

Начало экскурсионного показа неслучайно начинается именно с первых захоронений ставропольчан, ведь это место стало началом нового кладбища и напрямую связано с историей Ставрополя — Тольятти. Далее маршрут переходит к Аллее почета и длится на всем ее протяжении. Здесь покоятся такие значимые для Тольятти личности, как Игнатьев Николай Михайлович, Поляков Виктор Николаевич, Мышкина Мария Васильевна, Семизоров Николай Фёдорович, Демидовцев Марк Васильевич, Тураев Александр Михайлович, Красюк Иван Андреевич, Резов Юрий Михайлович, Ясинский Александр Ибрагимович и многие другие знаменитые деятели культуры, врачи, учителя, краеведы, управленцы и т. д.

Помимо этой аллеи на кладбище покоятся такие знаменитые люди Тольятти, как Овсянников Валентин Александрович — историк и краевед, а также Жилин Василий Иванович — герой Советского Союза.

После Аллеи почета маршрут выводит нас на аллею, где покоятся воины-интернационалисты. Именами многих из них названы учебные заведения города, а их героические пути заслуживают того, чтобы о них знали жители города Тольятти.

Экскурсия завершается там же, где начинается. Маршрут таким образом составляет собой замкнутый круг.

Выводы. Вопрос этики использования кладбища как объекта экскурсионного показа является открытым. На наш взгляд, этому явлению стоит дать шанс. Историю строят люди, а без памяти об этих людях история не будет иметь своей ценности.

Full Text

Обоснование. Историю культуры любого города можно проследить через памятники архитектуры, жилищную застройку, а также скульптуры малых форм и целые композиции. Помимо просмотра архитектурного оформления улиц для знакомства с городом, мы можем посетить краеведческий музей или любое другое учреждение культуры. Самой доступной и полной возможностью познакомиться с историей города может стать обзорная экскурсия, в рамках которой экскурсантам предоставляется основная информация о городе, в том числе и о его истории.

Цель — кладбище, расположенное на улице Баныкина в Тольятти может стать одним из потенциальных объектов экскурсионного показа, так как имеет интересную историю, напрямую связанную с историей города.

Методы. Предшественником Баныкинского кладбища является старое кладбище затопленного Ставрополя, ныне известного как Ставропольский некрополь. Оно имеет историю длиною более чем в сто лет [2, с. 57].

Кладбище просуществовало до середины XX века, но в связи со строительством Куйбышевской ГЭСоно попадало в зону затопления и вместе со Ставрополем было перенесено. В срок до 15 июля было дано время для перенесения праха за счет треста Горжилкоммунстрой. Оставшийся прах также был перенесен на новое кладбище — в братские могилы [2, с. 58].

При исследовании Ставропольского некрополя было обнаружено определенное количество погребального инвентаря. Можно выделить два основных набора сопроводительного инвентаря: «пищевой» и христианско-символический. «Пищевой» включал в себя различные сосуды: глиняные миски, фарфоровые чашки, рюмки и стаканы. К христианско-символическим предметам относятся нательные кресты, иконы, медальоны. Кроме того, в коллекции представлены парфюмерные и аптечные флаконы, флаконы для хранения лампадного масла. В могилах также обнаружены бусы, браслеты, елочные игрушки, монеты и другие вещи [1, с. 249].

В результате раскопок на некрополе старого Ставрополя были получены уникальные материалы для изучения городской погребальной культуры, а также для использования их как источников для исторических реконструкций.

Результаты. Предполагаемый вариант экскурсионного маршрута по Баныкинскому кладбищу состоит из участка первых перенесенных могил со Ставропольского кладбища, Аллеи почета, а также аллей героев, погибших во время военных действий в Афганистане и Чечне.

Начало экскурсионного показа неслучайно начинается именно с первых захоронений ставропольчан, ведь это место стало началом нового кладбища и напрямую связано с историей Ставрополя — Тольятти. Далее маршрут переходит к Аллее почета и длится на всем ее протяжении. Здесь покоятся такие значимые для Тольятти личности, как Игнатьев Николай Михайлович, Поляков Виктор Николаевич, Мышкина Мария Васильевна, Семизоров Николай Фёдорович, Демидовцев Марк Васильевич, Тураев Александр Михайлович, Красюк Иван Андреевич, Резов Юрий Михайлович, Ясинский Александр Ибрагимович и многие другие знаменитые деятели культуры, врачи, учителя, краеведы, управленцы и т. д.

Помимо этой аллеи на кладбище покоятся такие знаменитые люди Тольятти, как Овсянников Валентин Александрович — историк и краевед, а также Жилин Василий Иванович — герой Советского Союза.

После Аллеи почета маршрут выводит нас на аллею, где покоятся воины-интернационалисты. Именами многих из них названы учебные заведения города, а их героические пути заслуживают того, чтобы о них знали жители города Тольятти.

Экскурсия завершается там же, где начинается. Маршрут таким образом составляет собой замкнутый круг.

Выводы. Вопрос этики использования кладбища как объекта экскурсионного показа является открытым. На наш взгляд, этому явлению стоит дать шанс. Историю строят люди, а без памяти об этих людях история не будет иметь своей ценности.

×

About the authors

Тольяттинский государственный университет

Author for correspondence.
Email: solovyova22276@mail.ru

студентка

Russian Federation, Тольятти

Тольяттинский государственный университет

Email: tolazis01@gmail.com

студентка

Russian Federation, Тольятти

Тольяттинский государственный университет

Email: holly140@mail.ru

студентка

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Петрова Д.А. Общая характеристика погребального обряда Ставропольского некрополя. В кн.: XLI Международная Урало-Поволжская археологическая конференция студентов и молодых ученых. Материалы конференции / Отв. ред. Мажитов Н.А. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. С. 246–250.
  2. Якимова Т.А. Ставропольские кладбища // Вестник департамента культуры мэрии Тольятти. 1999. № 3. С. 56–58.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Соловьева М.В., Савиных А.Д., Сысуева А.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.