Вопрос о рабстве и создание истории Гражданской войны в США (на примере южных штатов во второй половине XIX–начале XX в.)

封面
  • 作者: 1
  • 隶属关系:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • 期: 卷 2 (2024)
  • 页面: 39-40
  • 栏目: ЧАСТЬ II. Российская и зарубежная история
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632159
  • ID: 632159

如何引用文章

全文:

详细

Обоснование. На фоне протестов Black Lives Matter в 2020 г. споры об исторической памяти захлестнули США. Эти дебаты коснулись и периода Гражданской войны. На фоне массовых протестов чернокожих особенно остро встала проблема роли рабства в Гражданской войне и его места в истории конфликта. Тот образ рабства, который был сформирован на Юге США еще в конце XIX в., продолжает влиять на представления современных американцев о роли этого института в те времена. История происхождения этого образа может помочь понять мотивацию тех, кто сносит памятники и требует ревизии истории.

Цель — выявление места рабства в исторической памяти Юга США во второй половине XIX — начале XX в.

Методы. Методологической основой данного исследования является теория исторической памяти, согласно которой память — это способ конструирования людьми своего прошлого и репрезентация его через медиа памяти — книги, фильмы, монументы, церемонии и т. д. [1].

Результаты. К концу Гражданской войны у южан, сторонников Конфедерации, сложилась скверная репутация изменников-рабовладельцев, пытавшихся в ходе войны развалить страну. Самым «больным» местом в подобном нарративе являлась тема рабства. Это касалось как сущности этого института, так и его роли в начале конфликта.

Южане понимали, что если они не смогут исключить рабство из истории своего восстания, то они будут навечно опозорены в глазах потомков, они проиграют «войну идей», к которой в 1866 г. призывали бывшие конфедераты [2]. По этой причине они стали использовать доктрину «прав штатов» в качестве главной предпосылки начала конфликта. Конфедераты воевали не за сохранение рабства, а за сохранение принципов конституционной свободы [3].

Значительное место в южном восприятии конфликта занимал образ довоенного рабства, которое представлялось благом как для хозяина, так и для раба. Утверждалось, что рабство «делало его [раба] в целом самым ярким образцом жизнерадостности и довольства в мире» [2]. В этом нарративе играл важную роль образ «верного раба». Так, с середины 1890-х до конца 1930 г. в журнале «Ветеран Конфедерации» публиковались сотни воспоминаний о верных рабах, часто написанных бывшими хозяевами [4]. Данные образы перекочевали и в кино, самые яркие примеры — это танцующие от счастья рабы из «Рождения нации» (1915) и персонаж «мамочки» — популярный образ чернокожей женщины, ухаживающей за детьми своих господ, — из «Унесенных ветром» (1939). Южное рабовладельческое общество виделось идеалом, местом, где жили «благородные люди … подобных которым мы больше не увидим» [5].

Выводы. Таким образом, южане, формируя свою версию истории Гражданской войны, преследовали две цели: свести на нет роль рабства в начале войны и одновременно представить этот институт как высшую ценность, как социальный строй, при котором процветали белая и негроидная расы.

全文:

Обоснование. На фоне протестов Black Lives Matter в 2020 г. споры об исторической памяти захлестнули США. Эти дебаты коснулись и периода Гражданской войны. На фоне массовых протестов чернокожих особенно остро встала проблема роли рабства в Гражданской войне и его места в истории конфликта. Тот образ рабства, который был сформирован на Юге США еще в конце XIX в., продолжает влиять на представления современных американцев о роли этого института в те времена. История происхождения этого образа может помочь понять мотивацию тех, кто сносит памятники и требует ревизии истории.

Цель — выявление места рабства в исторической памяти Юга США во второй половине XIX — начале XX в.

Методы. Методологической основой данного исследования является теория исторической памяти, согласно которой память — это способ конструирования людьми своего прошлого и репрезентация его через медиа памяти — книги, фильмы, монументы, церемонии и т. д. [1].

Результаты. К концу Гражданской войны у южан, сторонников Конфедерации, сложилась скверная репутация изменников-рабовладельцев, пытавшихся в ходе войны развалить страну. Самым «больным» местом в подобном нарративе являлась тема рабства. Это касалось как сущности этого института, так и его роли в начале конфликта.

Южане понимали, что если они не смогут исключить рабство из истории своего восстания, то они будут навечно опозорены в глазах потомков, они проиграют «войну идей», к которой в 1866 г. призывали бывшие конфедераты [2]. По этой причине они стали использовать доктрину «прав штатов» в качестве главной предпосылки начала конфликта. Конфедераты воевали не за сохранение рабства, а за сохранение принципов конституционной свободы [3].

Значительное место в южном восприятии конфликта занимал образ довоенного рабства, которое представлялось благом как для хозяина, так и для раба. Утверждалось, что рабство «делало его [раба] в целом самым ярким образцом жизнерадостности и довольства в мире» [2]. В этом нарративе играл важную роль образ «верного раба». Так, с середины 1890-х до конца 1930 г. в журнале «Ветеран Конфедерации» публиковались сотни воспоминаний о верных рабах, часто написанных бывшими хозяевами [4]. Данные образы перекочевали и в кино, самые яркие примеры — это танцующие от счастья рабы из «Рождения нации» (1915) и персонаж «мамочки» — популярный образ чернокожей женщины, ухаживающей за детьми своих господ, — из «Унесенных ветром» (1939). Южное рабовладельческое общество виделось идеалом, местом, где жили «благородные люди … подобных которым мы больше не увидим» [5].

Выводы. Таким образом, южане, формируя свою версию истории Гражданской войны, преследовали две цели: свести на нет роль рабства в начале войны и одновременно представить этот институт как высшую ценность, как социальный строй, при котором процветали белая и негроидная расы.

×

作者简介

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

编辑信件的主要联系方式.
Email: kdunavetsky@gmail.com

студент, гр. 5203-460301D, исторический факультет

俄罗斯联邦, Самара

参考

  1. Сафронова Ю.А. Историческая память: введение. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. 220 с. EDN: POESWB
  2. Pollard E.A. The lost cause; a new southern history of the war of the confederates. New York: E.B. Treat & Co., Publishers, 1866. 760 p.
  3. Gallagher G.W., Nolan A.T., editor. The myth of the lost cause and civil war history. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 2000. 235 p.
  4. Blight D.W. Race and reunion: the civil war in American memory. Cambridge, London: The Belknap Press of Harvard University Press, 2001. 513 p.
  5. Wilson C.R. Baptized in blood: the religion of the lost cause, 1865–1920. Athens: The University of Georgia Press, 1980. 256 p.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Дунавецкий К.М., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可