Формирование ИКТ-компетенций в процессе изучения экономики в школе
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 286-287
- Section: ЧАСТЬ II. Социально-экономическое образование
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631999
- ID: 631999
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В современном мире информационно-коммуникационные технологии становятся все более важным инструментом как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Они являются неотъемлемой частью жизни в цифровую эпоху, а также играют ключевую роль в образовании. Владение ИКТ-компетенциями необходимо для эффективного обучения экономике, поскольку они способствуют развитию навыков и знаний, необходимых для успешной адаптации к современным технологическим требованиям экономической сферы. Однако в сфере образования уделяется недостаточное внимание формированию ИКТ-компетенций учеников на уроках экономики в школе [1]. Недостаточное внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках экономики в школе приводит к высокой доле учащихся, которые не готовы к современному информационному обществу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества образования и конкурентоспособности выпускников в обществе [2].
Цель — разработать способы формирования ИКТ-компетенций на уроках экономики в школе для повышения уровня образования и цифровой грамотности учащихся.
Методы. В ходе исследования были использованы такие методы, как анализ существующих подходов к внедрению ИКТ в образовательный процесс, проведение педагогических экспериментов на уроках экономики с использованием ИКТ, сравнительный анализ уровня ИКТ-компетенций учащихся до и после проведения уроков с активным использованием ИКТ.
Результаты. Формирование ИКТ-компетенций на уроках экономики в школе может осуществляться через внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс. Наиболее эффективно это можно сделать, если ученики сами разрабатывают какой-то продукт, например разработка ленты времени, инфографики, ментальной карты для сравнительного анализа с помощью различных сервисов. Также можно применять стандартные формы работы с презентацией, Excel, Word. Использовать данные методы можно не только в процессе изучения самого курса экономики, но и во внеурочной деятельности, в проектной деятельности экономической направленности. Это позволит ученикам на более глубоком уровне познакомиться с экономикой, понять суть различных экономических процессов через практическую деятельность, т.е. через разработку конкретных продуктов.
Рассмотрим пример, как у учеников могут формироваться ИКТ-компетенции в процессе обучения экономике в школе. Представим, что ученики прошли тему «Инвестирование» и в качестве закрепления изученного материала учитель дает ученикам задание: создайте инфографику-памятку на тему «Советы начинающему инвестору». В процессе выполнения задания ученикам придется проявить креативность, поработать над текстом, поскольку инфографика, как правило, не содержит много информации, основной акцент идет на сопутствующие изображения, соответственно, ученикам придется сокращать текст так, чтобы информация, которую они хотели донести, не изменилась. Помимо этого, у учеников появится опыт работы с различным онлайн-сервисами.
Таким образом, в результате данного задания у учеников могут быть сформированы следующие ИКТ-компетенции:
- опыт работы с онлайн-сервисами;
- опыт работы с базовыми элементами дизайна;
- научатся использовать графики, диаграммы, таблицы для передачи необходимой информации;
- опыт работы со встроенными медиафайлами, анимациями и интерактивными элементами в инфографике.
Применение ИКТ-технологий на уроках экономики в школе, помимо формирования ИКТ-компетенций, повышает уровень понимания экономических процессов, развивает цифровую грамотность, повышает мотивацию учащихся к изучению экономики за счет интерактивных методов обучения, возможности индивидуализации обучения и развития творческого мышления учащихся, развития критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.
Выводы. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках экономики значительно обогащает образовательное пространство и способствует формированию у учащихся не только знаний в области экономики, но и ценных навыков использования современных технологий. Развитие ИКТ-компетенций становится неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому важно активно внедрять подобные методы обучения в школьную программу обучения экономике, обеспечивая тем самым современное и качественное обучение. Это позволит подготовить учащихся к успешной адаптации в цифровом обществе.
Full Text
Обоснование. В современном мире информационно-коммуникационные технологии становятся все более важным инструментом как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Они являются неотъемлемой частью жизни в цифровую эпоху, а также играют ключевую роль в образовании. Владение ИКТ-компетенциями необходимо для эффективного обучения экономике, поскольку они способствуют развитию навыков и знаний, необходимых для успешной адаптации к современным технологическим требованиям экономической сферы. Однако в сфере образования уделяется недостаточное внимание формированию ИКТ-компетенций учеников на уроках экономики в школе [1]. Недостаточное внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс на уроках экономики в школе приводит к высокой доле учащихся, которые не готовы к современному информационному обществу, что, в свою очередь, приводит к снижению качества образования и конкурентоспособности выпускников в обществе [2].
Цель — разработать способы формирования ИКТ-компетенций на уроках экономики в школе для повышения уровня образования и цифровой грамотности учащихся.
Методы. В ходе исследования были использованы такие методы, как анализ существующих подходов к внедрению ИКТ в образовательный процесс, проведение педагогических экспериментов на уроках экономики с использованием ИКТ, сравнительный анализ уровня ИКТ-компетенций учащихся до и после проведения уроков с активным использованием ИКТ.
Результаты. Формирование ИКТ-компетенций на уроках экономики в школе может осуществляться через внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс. Наиболее эффективно это можно сделать, если ученики сами разрабатывают какой-то продукт, например разработка ленты времени, инфографики, ментальной карты для сравнительного анализа с помощью различных сервисов. Также можно применять стандартные формы работы с презентацией, Excel, Word. Использовать данные методы можно не только в процессе изучения самого курса экономики, но и во внеурочной деятельности, в проектной деятельности экономической направленности. Это позволит ученикам на более глубоком уровне познакомиться с экономикой, понять суть различных экономических процессов через практическую деятельность, т.е. через разработку конкретных продуктов.
Рассмотрим пример, как у учеников могут формироваться ИКТ-компетенции в процессе обучения экономике в школе. Представим, что ученики прошли тему «Инвестирование» и в качестве закрепления изученного материала учитель дает ученикам задание: создайте инфографику-памятку на тему «Советы начинающему инвестору». В процессе выполнения задания ученикам придется проявить креативность, поработать над текстом, поскольку инфографика, как правило, не содержит много информации, основной акцент идет на сопутствующие изображения, соответственно, ученикам придется сокращать текст так, чтобы информация, которую они хотели донести, не изменилась. Помимо этого, у учеников появится опыт работы с различным онлайн-сервисами.
Таким образом, в результате данного задания у учеников могут быть сформированы следующие ИКТ-компетенции:
- опыт работы с онлайн-сервисами;
- опыт работы с базовыми элементами дизайна;
- научатся использовать графики, диаграммы, таблицы для передачи необходимой информации;
- опыт работы со встроенными медиафайлами, анимациями и интерактивными элементами в инфографике.
Применение ИКТ-технологий на уроках экономики в школе, помимо формирования ИКТ-компетенций, повышает уровень понимания экономических процессов, развивает цифровую грамотность, повышает мотивацию учащихся к изучению экономики за счет интерактивных методов обучения, возможности индивидуализации обучения и развития творческого мышления учащихся, развития критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации.
Выводы. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках экономики значительно обогащает образовательное пространство и способствует формированию у учащихся не только знаний в области экономики, но и ценных навыков использования современных технологий. Развитие ИКТ-компетенций становится неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому важно активно внедрять подобные методы обучения в школьную программу обучения экономике, обеспечивая тем самым современное и качественное обучение. Это позволит подготовить учащихся к успешной адаптации в цифровом обществе.
About the authors
Самарский государственный социально-педагогический университет
Author for correspondence.
Email: borovkova.s@sgspu.ru
студентка, группа Б20ЭИо, факультет экономики, управления и сервиса
Russian Federation, СамараReferences
- Глухова Т.В., Бажанова С.В. ИКТ-компетентность в современном образовании // Интеграция образования. 2013. № 2(71). С. 130–135. EDN: QIXAIT
- Постюшков А.В. Проблемы развития образования в условиях цифровой экономики. Москва: Mеждународная академия образования, 2021. 169 с. EDN: ZRFCSZ
- Федеральный государственный образовательный стандарт. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020) [Internet]. В: ФГОС. Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo. Дата доступа: 28.07.2024.
Supplementary files
