Чайная церемония в культуре волжских татар
- Авторы: Ахмадуллина Ю.Р.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный институт культуры
- Выпуск: Том 2 (2024)
- Страницы: 279-280
- Раздел: ЧАСТЬ II. Этнология
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631897
- ID: 631897
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Традиции чаепития имеют богатую историю, уходящую корнями вглубь веков. Необходимо признать, что из-за отсутствия научных исследований об истории татарских чайных церемоний мы можем лишь предположить, что они были известны кочевым народам, среди которых находились волжские булгары — предки татар и чувашей. Приблизительно в V веке китайцы открыли для себя совершенно новую возможность торговать чаем с тюркскими кочевыми племенами, для чайной торговли наступил «золотой век» [2]. Чайный напиток для таких народов, как калмыки, казахи, башкиры, булгары, был не просто напитком, а отдельной составляющей пищевого рациона. Любое застолье начиналось с чаепития, а затем уже приступали к еде. В начале XVIII века в обиходе волжских татар было словосочетание «чэйгэ чакыру» — «пригласить на чай» [1, с. 103], которое несло в себе множество смыслов, отражало культурное богатство и духовное наследие народа. Чай быстро стал популярным и распространился по всей татарской земле, символизируя слияние культур. Но необходимо понимать, что это также распространенное явление во многих других этнических культурах.
Цель — изучить формы и способы презентации чайной церемонии в культуре волжских татар.
Методы. В основу исследования положены историко-сравнительный и визуально-антропологический методы. Автор являлась активной участницей и организатором традиционных чайных татарских церемоний.
Результаты. В культуре волжских татар, издревле известных своим гостеприимством, принято выпить минимум четыре чашки. Когда гостя чтят и хотят, чтобы он задержался подольше, наливают чаю чуть больше половины (влияние тюркской культуры). Однако если хозяева торопятся, то наливают полную чашку чая. Это служит намеком гостю, что его визит будет ограничен по времени. Следует отметить и то, что разливать чай по чашкам в татарской традиции — почетная обязанность хозяйки дома [3]. Сначала подают чай только гостям, а затем самим хозяевам. Чайное застолье не обходится также без детей, где они погружаются в традиционную культуру своего народа, что немаловажно для формирования идентичности ребенка, для передачи культурного опыта предков молодому поколению, чтобы не прерывалась «времен связующая нить». Примечательно и то, что в татарской культуре на столе при сервировке обычно отсутствуют ножи и вилки. Вместо этого используются только ложки «балкашык». Такое ограничение связано с религиозными предписаниями, которые запрещают использование острых предметов в процессе чайной церемонии. Помимо ложек «балкашык», каждому гостю полагается тарелка, чашка и блюдце, а также тонкое полотенце «тастымал», предназначенное для защиты одежды гостя. Не принято было использовать «тастымал» для вытирания уголков рта. На столе всегда присутствуют национальные угощения. И настоящая хозяйка не допустит, чтобы кто-то ушел из-за стола, не попробовав все, что предложено. Отговориться невозможно, так как отказом чрезвычайно обидишь хозяйку. Семейные традиции моей семьи в обязательном порядке предусматривают произношение дуа перед едой, дуа после еды, а также дуа в память о том, кто угощает нас. Вся наша семья соблюдает эту прекрасную традицию, осознавая важность молитвы.
Выводы. В процессе исследования было установлено, что чайные церемонии в культуре волжских татар в настоящее время можно рассматривать в качестве маркера этнических традиций, связи с предками и идентичности носителей культуры. Символическая значимость чайных церемоний крайне велика, так как они остаются не просто традицией, но поистине живой и актуальной практикой. Мы надеемся, что эти древние ритуалы будут сопровождать нас в суете современного мира и напоминать о том, что в наших руках — сохранение богатства культуры и традиций народа.
Полный текст
Обоснование. Традиции чаепития имеют богатую историю, уходящую корнями вглубь веков. Необходимо признать, что из-за отсутствия научных исследований об истории татарских чайных церемоний мы можем лишь предположить, что они были известны кочевым народам, среди которых находились волжские булгары — предки татар и чувашей. Приблизительно в V веке китайцы открыли для себя совершенно новую возможность торговать чаем с тюркскими кочевыми племенами, для чайной торговли наступил «золотой век» [2]. Чайный напиток для таких народов, как калмыки, казахи, башкиры, булгары, был не просто напитком, а отдельной составляющей пищевого рациона. Любое застолье начиналось с чаепития, а затем уже приступали к еде. В начале XVIII века в обиходе волжских татар было словосочетание «чэйгэ чакыру» — «пригласить на чай» [1, с. 103], которое несло в себе множество смыслов, отражало культурное богатство и духовное наследие народа. Чай быстро стал популярным и распространился по всей татарской земле, символизируя слияние культур. Но необходимо понимать, что это также распространенное явление во многих других этнических культурах.
Цель — изучить формы и способы презентации чайной церемонии в культуре волжских татар.
Методы. В основу исследования положены историко-сравнительный и визуально-антропологический методы. Автор являлась активной участницей и организатором традиционных чайных татарских церемоний.
Результаты. В культуре волжских татар, издревле известных своим гостеприимством, принято выпить минимум четыре чашки. Когда гостя чтят и хотят, чтобы он задержался подольше, наливают чаю чуть больше половины (влияние тюркской культуры). Однако если хозяева торопятся, то наливают полную чашку чая. Это служит намеком гостю, что его визит будет ограничен по времени. Следует отметить и то, что разливать чай по чашкам в татарской традиции — почетная обязанность хозяйки дома [3]. Сначала подают чай только гостям, а затем самим хозяевам. Чайное застолье не обходится также без детей, где они погружаются в традиционную культуру своего народа, что немаловажно для формирования идентичности ребенка, для передачи культурного опыта предков молодому поколению, чтобы не прерывалась «времен связующая нить». Примечательно и то, что в татарской культуре на столе при сервировке обычно отсутствуют ножи и вилки. Вместо этого используются только ложки «балкашык». Такое ограничение связано с религиозными предписаниями, которые запрещают использование острых предметов в процессе чайной церемонии. Помимо ложек «балкашык», каждому гостю полагается тарелка, чашка и блюдце, а также тонкое полотенце «тастымал», предназначенное для защиты одежды гостя. Не принято было использовать «тастымал» для вытирания уголков рта. На столе всегда присутствуют национальные угощения. И настоящая хозяйка не допустит, чтобы кто-то ушел из-за стола, не попробовав все, что предложено. Отговориться невозможно, так как отказом чрезвычайно обидишь хозяйку. Семейные традиции моей семьи в обязательном порядке предусматривают произношение дуа перед едой, дуа после еды, а также дуа в память о том, кто угощает нас. Вся наша семья соблюдает эту прекрасную традицию, осознавая важность молитвы.
Выводы. В процессе исследования было установлено, что чайные церемонии в культуре волжских татар в настоящее время можно рассматривать в качестве маркера этнических традиций, связи с предками и идентичности носителей культуры. Символическая значимость чайных церемоний крайне велика, так как они остаются не просто традицией, но поистине живой и актуальной практикой. Мы надеемся, что эти древние ритуалы будут сопровождать нас в суете современного мира и напоминать о том, что в наших руках — сохранение богатства культуры и традиций народа.
Об авторах
Юлия Радифовна Ахмадуллина
Самарский государственный институт культуры
Автор, ответственный за переписку.
Email: akhmadullina.03@inbox.ru
студентка, группа КМ420, факультет культурологии, социально-культурных и информационных технологий
Россия, СамараСписок литературы
- Исанбет Н.С. Татарские народные пословицы: в 3-х т. Т. II. Казань: Татарское книжное издательство, 2010. 750 с.
- История появления чая в Казахстане [Internet]. В: TeaTerra. Режим доступа: https://www.tea-terra.ru/2013/10/08/8614/. Дата обращения: 17.03.2024.
- Татарское чаепитие, больше, чем традиция [Internet]. В: ЯндексДзен. Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZXNd_UxB1w2a4PJZ. Дата обращения: 07.03.2024.
Дополнительные файлы
