Тематические эквивалентности в сюжетно-композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 77-78
  • Section: ЧАСТЬ II. Литературоведение
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631873
  • ID: 631873

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. В нарратологическом анализе важным инструментом является понятие эквивалентности, означающее сходство или оппозицию тех или иных единиц художественного текста [1, с. 241]. Этот инструмент анализа может быть продуктивен в исследовании сюжетно-композиционной структуры романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

Цель — исследование тематических эквивалентностей в сюжетно-композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и их влияния на форму повествования.

Методы. В ходе работы применялись следующие методы, ориентированные на комплексное использование: описательный метод; системно-целостный метод, учитывающий связи в тексте; герменевтический метод, ориентированный на взаимодействие целого и его частей в контексте.

Результаты. Первая сюжетная линия повествует о семейной драме Ихменевых, вторая — развертывает трагическую историю жизни Смитов. Сцепляют две сюжетные линии демоническая фигура князя Валковского и герой-мемуарист, включенный в действие и выстраивающий параллели в рамках наррации о произошедшем.

Параллели между Ихменевым и Смитом очевидны. Если первый способен одуматься и простить дочь после услышанной истории о матери Нелли, то второй даже при глубоко скрытом желании не делает этого, смягчаясь лишь перед внучкой.

Интересны эквивалентности, связанные с проявлением любви отцов к своим дочерям до их разрыва с родителями. Эпизоды с подарком серег почти дословно дублируют друг друга как в эпизоде с Наташей, так и с матерью Нелли [2].

Отношения сходства и различия связывают фигуры Валковского и Маслобоева — оба они корыстны и нечисты на руку, но именно Маслобоев помогает рассказчику распутать сложную историю Нелли. Во многом эквивалентно отношение Нелли к Ивану Петровичу и самого Ивана Петровича к Наташе. Также предполагаемая смерть Ивана Петровича, его роль помощника перекликаются с судьбой Генриха. И Наташа, и дочь Смита выбирают в качестве объектов любви недостойных их Валковских. Катя, как и Иван Петрович, играет роль спасителя, жертвуя собой ради других. С Алешей ее роднит и неутраченная детскость. Но, как и Наташа, девушка вряд ли будет счастлива с ним в семейной жизни. Наташа сопоставлена не только с Катей, но и с Александрой Семеновной, живущей в гражданском браке с Маслобоевым, то есть находящейся в том же положении, что и Наташа по отношению к Алеше, но без трагизма в описании этой ситуации.

Подобные сходства персонажей у Достоевского изучает, не прибегая к термину «эквивалентность», В.В. Виноградов на примере анализа композиции и сюжета «Бедных людей», позволяя читателю достроить судьбу героини на уровне архитектоники [3, с. 169].

Рассказчик Иван Петрович пишет на смертном одре записки. Он видит и выстраивает перечисленные со- и противопоставления персонажей и сюжетных ходов. Однако над сознанием нарратора есть завершающая инстанция. Типичной является ситуация, когда герой-нарратор лежит в больнице в ожидании смерти. Известная близость героя-мемуариста с Ф.М. Достоевским заставляет читателя задуматься о соотношении биографического автора и нарратора. Нелли, читающая произведение Ивана Петровича, крайне возмущена, что молодой человек в нем умирает. Здесь очевидна эквивалентность судеб рассказчика и его же героя, которая находится уже за рамками кругозора героя-нарратора.

Выводы. В «Униженных и оскорбленных» сюжетное сходство между историями Смитов и Ихменевых можно посчитать эквивалентностью, продуманным авторским ходом, а не случайным совпадением. Если Смиты умирают явно, то, намекая на возможное счастье в семье Ихменевых, Достоевский не показывает его состоявшимся, оставляя это за рамками повествования, при этом подсказывая, что финал здесь будет иным, чем у Нелли и ее родных.

Full Text

Обоснование. В нарратологическом анализе важным инструментом является понятие эквивалентности, означающее сходство или оппозицию тех или иных единиц художественного текста [1, с. 241]. Этот инструмент анализа может быть продуктивен в исследовании сюжетно-композиционной структуры романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».

Цель — исследование тематических эквивалентностей в сюжетно-композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и их влияния на форму повествования.

Методы. В ходе работы применялись следующие методы, ориентированные на комплексное использование: описательный метод; системно-целостный метод, учитывающий связи в тексте; герменевтический метод, ориентированный на взаимодействие целого и его частей в контексте.

Результаты. Первая сюжетная линия повествует о семейной драме Ихменевых, вторая — развертывает трагическую историю жизни Смитов. Сцепляют две сюжетные линии демоническая фигура князя Валковского и герой-мемуарист, включенный в действие и выстраивающий параллели в рамках наррации о произошедшем.

Параллели между Ихменевым и Смитом очевидны. Если первый способен одуматься и простить дочь после услышанной истории о матери Нелли, то второй даже при глубоко скрытом желании не делает этого, смягчаясь лишь перед внучкой.

Интересны эквивалентности, связанные с проявлением любви отцов к своим дочерям до их разрыва с родителями. Эпизоды с подарком серег почти дословно дублируют друг друга как в эпизоде с Наташей, так и с матерью Нелли [2].

Отношения сходства и различия связывают фигуры Валковского и Маслобоева — оба они корыстны и нечисты на руку, но именно Маслобоев помогает рассказчику распутать сложную историю Нелли. Во многом эквивалентно отношение Нелли к Ивану Петровичу и самого Ивана Петровича к Наташе. Также предполагаемая смерть Ивана Петровича, его роль помощника перекликаются с судьбой Генриха. И Наташа, и дочь Смита выбирают в качестве объектов любви недостойных их Валковских. Катя, как и Иван Петрович, играет роль спасителя, жертвуя собой ради других. С Алешей ее роднит и неутраченная детскость. Но, как и Наташа, девушка вряд ли будет счастлива с ним в семейной жизни. Наташа сопоставлена не только с Катей, но и с Александрой Семеновной, живущей в гражданском браке с Маслобоевым, то есть находящейся в том же положении, что и Наташа по отношению к Алеше, но без трагизма в описании этой ситуации.

Подобные сходства персонажей у Достоевского изучает, не прибегая к термину «эквивалентность», В.В. Виноградов на примере анализа композиции и сюжета «Бедных людей», позволяя читателю достроить судьбу героини на уровне архитектоники [3, с. 169].

Рассказчик Иван Петрович пишет на смертном одре записки. Он видит и выстраивает перечисленные со- и противопоставления персонажей и сюжетных ходов. Однако над сознанием нарратора есть завершающая инстанция. Типичной является ситуация, когда герой-нарратор лежит в больнице в ожидании смерти. Известная близость героя-мемуариста с Ф.М. Достоевским заставляет читателя задуматься о соотношении биографического автора и нарратора. Нелли, читающая произведение Ивана Петровича, крайне возмущена, что молодой человек в нем умирает. Здесь очевидна эквивалентность судеб рассказчика и его же героя, которая находится уже за рамками кругозора героя-нарратора.

Выводы. В «Униженных и оскорбленных» сюжетное сходство между историями Смитов и Ихменевых можно посчитать эквивалентностью, продуманным авторским ходом, а не случайным совпадением. Если Смиты умирают явно, то, намекая на возможное счастье в семье Ихменевых, Достоевский не показывает его состоявшимся, оставляя это за рамками повествования, при этом подсказывая, что финал здесь будет иным, чем у Нелли и ее родных.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: slepovadarina167@gmail.com

студентка, группа 5401-440301D, факультет филологии и журналистики

Russian Federation, Самара

References

  1. Шмид B. Нарратология. Москва: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
  2. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 3. Село Степанчиково и его обитатели; Униженные и оскорбленные / под ред. В.Г. Базанова, Г.М. Фридлендера, В.В. Виноградова. Ленинград: Наука, 1972.
  3. Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы / под ред. М.П. Алексеева, А.П. Чудакова. Москва: Наука, 1976.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Слепова Д.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.