Тематические эквивалентности в сюжетно-композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные»
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 77-78
- Section: ЧАСТЬ II. Литературоведение
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631873
- ID: 631873
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. В нарратологическом анализе важным инструментом является понятие эквивалентности, означающее сходство или оппозицию тех или иных единиц художественного текста [1, с. 241]. Этот инструмент анализа может быть продуктивен в исследовании сюжетно-композиционной структуры романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
Цель — исследование тематических эквивалентностей в сюжетно-композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и их влияния на форму повествования.
Методы. В ходе работы применялись следующие методы, ориентированные на комплексное использование: описательный метод; системно-целостный метод, учитывающий связи в тексте; герменевтический метод, ориентированный на взаимодействие целого и его частей в контексте.
Результаты. Первая сюжетная линия повествует о семейной драме Ихменевых, вторая — развертывает трагическую историю жизни Смитов. Сцепляют две сюжетные линии демоническая фигура князя Валковского и герой-мемуарист, включенный в действие и выстраивающий параллели в рамках наррации о произошедшем.
Параллели между Ихменевым и Смитом очевидны. Если первый способен одуматься и простить дочь после услышанной истории о матери Нелли, то второй даже при глубоко скрытом желании не делает этого, смягчаясь лишь перед внучкой.
Интересны эквивалентности, связанные с проявлением любви отцов к своим дочерям до их разрыва с родителями. Эпизоды с подарком серег почти дословно дублируют друг друга как в эпизоде с Наташей, так и с матерью Нелли [2].
Отношения сходства и различия связывают фигуры Валковского и Маслобоева — оба они корыстны и нечисты на руку, но именно Маслобоев помогает рассказчику распутать сложную историю Нелли. Во многом эквивалентно отношение Нелли к Ивану Петровичу и самого Ивана Петровича к Наташе. Также предполагаемая смерть Ивана Петровича, его роль помощника перекликаются с судьбой Генриха. И Наташа, и дочь Смита выбирают в качестве объектов любви недостойных их Валковских. Катя, как и Иван Петрович, играет роль спасителя, жертвуя собой ради других. С Алешей ее роднит и неутраченная детскость. Но, как и Наташа, девушка вряд ли будет счастлива с ним в семейной жизни. Наташа сопоставлена не только с Катей, но и с Александрой Семеновной, живущей в гражданском браке с Маслобоевым, то есть находящейся в том же положении, что и Наташа по отношению к Алеше, но без трагизма в описании этой ситуации.
Подобные сходства персонажей у Достоевского изучает, не прибегая к термину «эквивалентность», В.В. Виноградов на примере анализа композиции и сюжета «Бедных людей», позволяя читателю достроить судьбу героини на уровне архитектоники [3, с. 169].
Рассказчик Иван Петрович пишет на смертном одре записки. Он видит и выстраивает перечисленные со- и противопоставления персонажей и сюжетных ходов. Однако над сознанием нарратора есть завершающая инстанция. Типичной является ситуация, когда герой-нарратор лежит в больнице в ожидании смерти. Известная близость героя-мемуариста с Ф.М. Достоевским заставляет читателя задуматься о соотношении биографического автора и нарратора. Нелли, читающая произведение Ивана Петровича, крайне возмущена, что молодой человек в нем умирает. Здесь очевидна эквивалентность судеб рассказчика и его же героя, которая находится уже за рамками кругозора героя-нарратора.
Выводы. В «Униженных и оскорбленных» сюжетное сходство между историями Смитов и Ихменевых можно посчитать эквивалентностью, продуманным авторским ходом, а не случайным совпадением. Если Смиты умирают явно, то, намекая на возможное счастье в семье Ихменевых, Достоевский не показывает его состоявшимся, оставляя это за рамками повествования, при этом подсказывая, что финал здесь будет иным, чем у Нелли и ее родных.
Full Text
Обоснование. В нарратологическом анализе важным инструментом является понятие эквивалентности, означающее сходство или оппозицию тех или иных единиц художественного текста [1, с. 241]. Этот инструмент анализа может быть продуктивен в исследовании сюжетно-композиционной структуры романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
Цель — исследование тематических эквивалентностей в сюжетно-композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» и их влияния на форму повествования.
Методы. В ходе работы применялись следующие методы, ориентированные на комплексное использование: описательный метод; системно-целостный метод, учитывающий связи в тексте; герменевтический метод, ориентированный на взаимодействие целого и его частей в контексте.
Результаты. Первая сюжетная линия повествует о семейной драме Ихменевых, вторая — развертывает трагическую историю жизни Смитов. Сцепляют две сюжетные линии демоническая фигура князя Валковского и герой-мемуарист, включенный в действие и выстраивающий параллели в рамках наррации о произошедшем.
Параллели между Ихменевым и Смитом очевидны. Если первый способен одуматься и простить дочь после услышанной истории о матери Нелли, то второй даже при глубоко скрытом желании не делает этого, смягчаясь лишь перед внучкой.
Интересны эквивалентности, связанные с проявлением любви отцов к своим дочерям до их разрыва с родителями. Эпизоды с подарком серег почти дословно дублируют друг друга как в эпизоде с Наташей, так и с матерью Нелли [2].
Отношения сходства и различия связывают фигуры Валковского и Маслобоева — оба они корыстны и нечисты на руку, но именно Маслобоев помогает рассказчику распутать сложную историю Нелли. Во многом эквивалентно отношение Нелли к Ивану Петровичу и самого Ивана Петровича к Наташе. Также предполагаемая смерть Ивана Петровича, его роль помощника перекликаются с судьбой Генриха. И Наташа, и дочь Смита выбирают в качестве объектов любви недостойных их Валковских. Катя, как и Иван Петрович, играет роль спасителя, жертвуя собой ради других. С Алешей ее роднит и неутраченная детскость. Но, как и Наташа, девушка вряд ли будет счастлива с ним в семейной жизни. Наташа сопоставлена не только с Катей, но и с Александрой Семеновной, живущей в гражданском браке с Маслобоевым, то есть находящейся в том же положении, что и Наташа по отношению к Алеше, но без трагизма в описании этой ситуации.
Подобные сходства персонажей у Достоевского изучает, не прибегая к термину «эквивалентность», В.В. Виноградов на примере анализа композиции и сюжета «Бедных людей», позволяя читателю достроить судьбу героини на уровне архитектоники [3, с. 169].
Рассказчик Иван Петрович пишет на смертном одре записки. Он видит и выстраивает перечисленные со- и противопоставления персонажей и сюжетных ходов. Однако над сознанием нарратора есть завершающая инстанция. Типичной является ситуация, когда герой-нарратор лежит в больнице в ожидании смерти. Известная близость героя-мемуариста с Ф.М. Достоевским заставляет читателя задуматься о соотношении биографического автора и нарратора. Нелли, читающая произведение Ивана Петровича, крайне возмущена, что молодой человек в нем умирает. Здесь очевидна эквивалентность судеб рассказчика и его же героя, которая находится уже за рамками кругозора героя-нарратора.
Выводы. В «Униженных и оскорбленных» сюжетное сходство между историями Смитов и Ихменевых можно посчитать эквивалентностью, продуманным авторским ходом, а не случайным совпадением. Если Смиты умирают явно, то, намекая на возможное счастье в семье Ихменевых, Достоевский не показывает его состоявшимся, оставляя это за рамками повествования, при этом подсказывая, что финал здесь будет иным, чем у Нелли и ее родных.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: slepovadarina167@gmail.com
студентка, группа 5401-440301D, факультет филологии и журналистики
Russian Federation, СамараReferences
- Шмид B. Нарратология. Москва: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 3. Село Степанчиково и его обитатели; Униженные и оскорбленные / под ред. В.Г. Базанова, Г.М. Фридлендера, В.В. Виноградова. Ленинград: Наука, 1972.
- Виноградов В.В. Избранные труды. Поэтика русской литературы / под ред. М.П. Алексеева, А.П. Чудакова. Москва: Наука, 1976.
Supplementary files
