Коммерциализация космической деятельности как средство достижения целей устойчивого развития: международно-правовой аспект
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 207-208
- Section: ЧАСТЬ II. Юридические науки
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631787
- ID: 631787
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. На Саммите по Целям устойчивого развития в сентябре 2019 года мировые лидеры взяли на себя обязательства «по мобилизации финансовых ресурсов, повышению эффективности национальных процессов и укреплению институтов для достижения поставленных целей к 2030 году, не оставляя никого за бортом» [1].
Одним из факторов достижения Целей устойчивого развития (далее — ЦУР) является использование результатов космической деятельности в различных сферах общественной жизни. Например, современное сельское хозяйство опирается на данные и информацию, полученные в ходе дистанционного зондирования Земли из космического пространства (далее — ДЗЗ) для интеллектуальной аналитики для оптимизации агротехнологических решений [2]. Тем самым достигается ЦУР № 3 «Здоровье и благополучие», № 15 «Сохранение экосистем суши». Несмотря на высокую значимость космической деятельности как средства достижения ЦУР, существующий комплекс международно-правовых актов не учитывает тенденции современности и нуждается в доработке.
Цель — формирование концепции механизма правового регулирования космической деятельности под влиянием коммерциализации отрасли в целях достижения Целей устойчивого развития.
Методы. При проведении исследования использовались общие методы научного познания: эмпирический, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции. В процессе работы автор опирался на формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и другие методы.
Результаты. Как справедливо отмечает С.В. Маслова, «с позиций того, что государственно-частное партнерство (ГЧП) состоит в создании объектов публичной инфраструктуры и предоставлении публичных услуг, является обоснованным осуществление ГЧП как средства достижения ЦУР» [3]. В настоящей работы механизм ГЧП интересен в контексте его применения в условиях коммерциализации космической деятельности.
Если ранее стремление государства к развитию партнерства с частным бизнесом в космической индустрии во многом было обусловлено потребностью повышения отдачи от инвестиций, то на современном этапе развития — возможностью решения различных социально-экономических задач [4]. В таких случаях нужна система управления для принятия решений о том, какие глобальные общественные блага производить, в каких количествах и за чей счет они будут производиться [5].
Выводы. Сформулирован и обоснован механизм совершенствования международно-правового регулирования космической деятельности. В связи с этим считаем, что необходима трехуровневая система, последовательно формируемая на четырех этапах: подготовительный (проведение переговоров с потенциальными партнерами), заключение двусторонних или многосторонних соглашений с партнерами (унификация терминологии, средств и форм реализации ГЧП) и проведение экспертиз в специализированных международных организациях, формирование наднациональной правовой базы в рамках региональных объединений, представление положительного опыта в универсальных международных организациях и совершенствование универсального международного права.
Full Text
Обоснование. На Саммите по Целям устойчивого развития в сентябре 2019 года мировые лидеры взяли на себя обязательства «по мобилизации финансовых ресурсов, повышению эффективности национальных процессов и укреплению институтов для достижения поставленных целей к 2030 году, не оставляя никого за бортом» [1].
Одним из факторов достижения Целей устойчивого развития (далее — ЦУР) является использование результатов космической деятельности в различных сферах общественной жизни. Например, современное сельское хозяйство опирается на данные и информацию, полученные в ходе дистанционного зондирования Земли из космического пространства (далее — ДЗЗ) для интеллектуальной аналитики для оптимизации агротехнологических решений [2]. Тем самым достигается ЦУР № 3 «Здоровье и благополучие», № 15 «Сохранение экосистем суши». Несмотря на высокую значимость космической деятельности как средства достижения ЦУР, существующий комплекс международно-правовых актов не учитывает тенденции современности и нуждается в доработке.
Цель — формирование концепции механизма правового регулирования космической деятельности под влиянием коммерциализации отрасли в целях достижения Целей устойчивого развития.
Методы. При проведении исследования использовались общие методы научного познания: эмпирический, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции. В процессе работы автор опирался на формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и другие методы.
Результаты. Как справедливо отмечает С.В. Маслова, «с позиций того, что государственно-частное партнерство (ГЧП) состоит в создании объектов публичной инфраструктуры и предоставлении публичных услуг, является обоснованным осуществление ГЧП как средства достижения ЦУР» [3]. В настоящей работы механизм ГЧП интересен в контексте его применения в условиях коммерциализации космической деятельности.
Если ранее стремление государства к развитию партнерства с частным бизнесом в космической индустрии во многом было обусловлено потребностью повышения отдачи от инвестиций, то на современном этапе развития — возможностью решения различных социально-экономических задач [4]. В таких случаях нужна система управления для принятия решений о том, какие глобальные общественные блага производить, в каких количествах и за чей счет они будут производиться [5].
Выводы. Сформулирован и обоснован механизм совершенствования международно-правового регулирования космической деятельности. В связи с этим считаем, что необходима трехуровневая система, последовательно формируемая на четырех этапах: подготовительный (проведение переговоров с потенциальными партнерами), заключение двусторонних или многосторонних соглашений с партнерами (унификация терминологии, средств и форм реализации ГЧП) и проведение экспертиз в специализированных международных организациях, формирование наднациональной правовой базы в рамках региональных объединений, представление положительного опыта в универсальных международных организациях и совершенствование универсального международного права.
About the authors
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Author for correspondence.
Email: petrunina1303@mail.ru
студентка, группа 8403-400301D, Юридический институт
Russian Federation, СамараReferences
- Повестка дня в области устойчивого развития [Internet]. В: ООН. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/. Дата обращения: 12.03.2024.
- Анализ потребностей рынка, интересов частных коммерческих организаций, занимающихся разработкой изделий и предоставлением услуг в области космонавтики и сопряженных технологий: маркетинговое исследование. Самара: Самарский университет, 2022. Режим доступа: https://kosmos.ssau.ru/files/Kosmos_SSAU_marketrepot_2022.pdf
- Маслова С.В. Тенденции развития международно-правового регулирования международных и трансграничных отношений в сфере государственно-частного партнерства: дис. … док. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2021. EDN: ICULRA
- Заварухин В.П., Фролова Н.Д., Байбулатова Д.В. Государственно-частное партнерство как инструмент развития космического сектора США и Великобритании // Российское конкурентное право и экономика. 2021. № 4(28). С. 76–87, doi: 10.47361/2542-0259-2021
- Bodansky D. What’s in a concept? Global public goods, international law, and legitimacy // European Journal of International Law. 2012. Vol. 23, N 3. P. 651–668. doi: 10.1093/ejil/chs035
Supplementary files
