Коммерциализация космической деятельности как средство достижения целей устойчивого развития: международно-правовой аспект

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 207-208
  • Section: ЧАСТЬ II. Юридические науки
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631787
  • ID: 631787

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. На Саммите по Целям устойчивого развития в сентябре 2019 года мировые лидеры взяли на себя обязательства «по мобилизации финансовых ресурсов, повышению эффективности национальных процессов и укреплению институтов для достижения поставленных целей к 2030 году, не оставляя никого за бортом» [1].

Одним из факторов достижения Целей устойчивого развития (далее — ЦУР) является использование результатов космической деятельности в различных сферах общественной жизни. Например, современное сельское хозяйство опирается на данные и информацию, полученные в ходе дистанционного зондирования Земли из космического пространства (далее — ДЗЗ) для интеллектуальной аналитики для оптимизации агротехнологических решений [2]. Тем самым достигается ЦУР № 3 «Здоровье и благополучие», № 15 «Сохранение экосистем суши». Несмотря на высокую значимость космической деятельности как средства достижения ЦУР, существующий комплекс международно-правовых актов не учитывает тенденции современности и нуждается в доработке.

Цель — формирование концепции механизма правового регулирования космической деятельности под влиянием коммерциализации отрасли в целях достижения Целей устойчивого развития.

Методы. При проведении исследования использовались общие методы научного познания: эмпирический, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции. В процессе работы автор опирался на формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и другие методы.

Результаты. Как справедливо отмечает С.В. Маслова, «с позиций того, что государственно-частное партнерство (ГЧП) состоит в создании объектов публичной инфраструктуры и предоставлении публичных услуг, является обоснованным осуществление ГЧП как средства достижения ЦУР» [3]. В настоящей работы механизм ГЧП интересен в контексте его применения в условиях коммерциализации космической деятельности.

Если ранее стремление государства к развитию партнерства с частным бизнесом в космической индустрии во многом было обусловлено потребностью повышения отдачи от инвестиций, то на современном этапе развития — возможностью решения различных социально-экономических задач [4]. В таких случаях нужна система управления для принятия решений о том, какие глобальные общественные блага производить, в каких количествах и за чей счет они будут производиться [5].

Выводы. Сформулирован и обоснован механизм совершенствования международно-правового регулирования космической деятельности. В связи с этим считаем, что необходима трехуровневая система, последовательно формируемая на четырех этапах: подготовительный (проведение переговоров с потенциальными партнерами), заключение двусторонних или многосторонних соглашений с партнерами (унификация терминологии, средств и форм реализации ГЧП) и проведение экспертиз в специализированных международных организациях, формирование наднациональной правовой базы в рамках региональных объединений, представление положительного опыта в универсальных международных организациях и совершенствование универсального международного права.

Full Text

Обоснование. На Саммите по Целям устойчивого развития в сентябре 2019 года мировые лидеры взяли на себя обязательства «по мобилизации финансовых ресурсов, повышению эффективности национальных процессов и укреплению институтов для достижения поставленных целей к 2030 году, не оставляя никого за бортом» [1].

Одним из факторов достижения Целей устойчивого развития (далее — ЦУР) является использование результатов космической деятельности в различных сферах общественной жизни. Например, современное сельское хозяйство опирается на данные и информацию, полученные в ходе дистанционного зондирования Земли из космического пространства (далее — ДЗЗ) для интеллектуальной аналитики для оптимизации агротехнологических решений [2]. Тем самым достигается ЦУР № 3 «Здоровье и благополучие», № 15 «Сохранение экосистем суши». Несмотря на высокую значимость космической деятельности как средства достижения ЦУР, существующий комплекс международно-правовых актов не учитывает тенденции современности и нуждается в доработке.

Цель — формирование концепции механизма правового регулирования космической деятельности под влиянием коммерциализации отрасли в целях достижения Целей устойчивого развития.

Методы. При проведении исследования использовались общие методы научного познания: эмпирический, метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции. В процессе работы автор опирался на формально-юридический, системно-структурный, сравнительно-правовой, социологический и другие методы.

Результаты. Как справедливо отмечает С.В. Маслова, «с позиций того, что государственно-частное партнерство (ГЧП) состоит в создании объектов публичной инфраструктуры и предоставлении публичных услуг, является обоснованным осуществление ГЧП как средства достижения ЦУР» [3]. В настоящей работы механизм ГЧП интересен в контексте его применения в условиях коммерциализации космической деятельности.

Если ранее стремление государства к развитию партнерства с частным бизнесом в космической индустрии во многом было обусловлено потребностью повышения отдачи от инвестиций, то на современном этапе развития — возможностью решения различных социально-экономических задач [4]. В таких случаях нужна система управления для принятия решений о том, какие глобальные общественные блага производить, в каких количествах и за чей счет они будут производиться [5].

Выводы. Сформулирован и обоснован механизм совершенствования международно-правового регулирования космической деятельности. В связи с этим считаем, что необходима трехуровневая система, последовательно формируемая на четырех этапах: подготовительный (проведение переговоров с потенциальными партнерами), заключение двусторонних или многосторонних соглашений с партнерами (унификация терминологии, средств и форм реализации ГЧП) и проведение экспертиз в специализированных международных организациях, формирование наднациональной правовой базы в рамках региональных объединений, представление положительного опыта в универсальных международных организациях и совершенствование универсального международного права.

×

About the authors

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Author for correspondence.
Email: petrunina1303@mail.ru

студентка, группа 8403-400301D, Юридический институт

Russian Federation, Самара

References

  1. Повестка дня в области устойчивого развития [Internet]. В: ООН. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/. Дата обращения: 12.03.2024.
  2. Анализ потребностей рынка, интересов частных коммерческих организаций, занимающихся разработкой изделий и предоставлением услуг в области космонавтики и сопряженных технологий: маркетинговое исследование. Самара: Самарский университет, 2022. Режим доступа: https://kosmos.ssau.ru/files/Kosmos_SSAU_marketrepot_2022.pdf
  3. Маслова С.В. Тенденции развития международно-правового регулирования международных и трансграничных отношений в сфере государственно-частного партнерства: дис. … док. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2021. EDN: ICULRA
  4. Заварухин В.П., Фролова Н.Д., Байбулатова Д.В. Государственно-частное партнерство как инструмент развития космического сектора США и Великобритании // Российское конкурентное право и экономика. 2021. № 4(28). С. 76–87, doi: 10.47361/2542-0259-2021
  5. Bodansky D. What’s in a concept? Global public goods, international law, and legitimacy // European Journal of International Law. 2012. Vol. 23, N 3. P. 651–668. doi: 10.1093/ejil/chs035

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Петрунина А.А.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.