Влияние мобильных технологий (mall) на формирование лексических навыков (на примере обучения английскому языку в средней школе)
- Authors: 1
-
Affiliations:
- Самарский государственный социально-педагогический университет
- Issue: Vol 2 (2024)
- Pages: 162-163
- Section: ЧАСТЬ II. Теория и практика обучения иностранным языкам
- URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631757
- ID: 631757
Cite item
Full Text
Abstract
Обоснование. Повсеместная информатизация общества непосредственно касается образовательного процесса в школах России. Применение средств ИКТ призвано не только усовершенствовать процесс обучения и повысить эффективность его организации, но и формировать у учащихся ИКТ-компетенции, что отражено во ФГОС как требуемый метапредметный результат освоения основной образовательной программы основного общего образования [1]. Вследствие популярности мобильных технологий на данный момент разработано большое количество специальных мобильных приложений, предназначенных для изучения школьных предметов, в том числе английского языка. Теоретический анализ понятия «мобильные приложения» [2] и его особенностей позволяет сделать вывод об их значительном потенциале как средств повышения эффективности усвоения языкового материала. Особое значение мультимедийные упражнения могут иметь для обучения школьников английской лексике вследствие возможности их интеграции на всех этапах развития лексических навыков [3].
Цель — теоретически обосновать возможность применения мобильных технологий при формировании лексических навыков у учащихся, а также разработать и апробировать комплекс заданий для учащихся средней школы.
Методы. Для раскрытия теоретических аспектов настоящего исследования были применены такие методы, как дескриптивный и интерпретационный. Практическая часть работы включала моделирование нового образовательного продукта, а именно комплекса упражнений на закрепление англоязычных лексических единиц. Далее был применен метод эмпирического эксперимента с целью апробации разработанных онлайн-упражнений в экспериментальной группе учащихся 7 класса средней школы с последующей систематизацией полученных результатов послеэкспериментального тестирования, их анализом и сравнением с результатами, полученными контрольной группой школьников.
Результаты. В рамках исследования были выявлены и описаны возможности использования конкретных мобильных приложений с наиболее актуальным этапам развития лексических навыков функционалом. Было проведено предэкспериментальное лексическое тестирование с анализом успешности усвоения языкового материала в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1). Разработан и апробирован комплекс упражнений для самостоятельного выполнения учащимися в приложении Quizziz и аудиторное задание-викторина в онлайн-сервисе TriviaMaker. Проведено послеэкспериментальное тестирование, позволяющее выявить степень эффективности интеграции мобильных технологий в процесс обучения лексике.
Таблица 1. Результаты предэкспериментального тестирования групп 7 «Б» класса
Оценка | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
«5» | 50 % (7 чел.) | 55 % (6 чел.) |
«4» | 29 % (4 чел.) | 45 % (5 чел.) |
«3» | 14 % (2 чел.) | 0 % |
«2» | 7 % (1 чел.) | 0 % |
Выводы. Согласно результатам послеэкспериментального лексического теста в двух группах (табл. 2) можно сделать выводы о повышении эффективности усвоения англоязычной лексики учащимися в сравнении с ситуацией применения исключительно традиционных методов обучения в контрольной группе.
Таблица 2. Результаты послеэкспериментального тестирования групп 7 «Б» класса
Оценка | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
«5» | 33 % (5 чел.) | 58 % (7 чел.) |
«4» | 47 % (7 чел.) | 25 % (3 чел.) |
«3» | 13 % (2 чел.) | 8 % (1 чел.) |
«2» | 7 % (1 чел.) | 8 % (1 чел.) |
Проанализированные особенности и преимущества мобильных приложений, такие как интерактивный дизайн, элементы геймификации и возможность использования в любом месте с помощью портативных мобильных устройств, стимулируют повышенную активность учащихся при взаимодействии с заданиями, а также повышают заинтересованность в предмете в целом. Вследствие этого можно говорить о существовании оснований для разработки путей дальнейшей интеграции мобильного обучения в процесс школьного обучения английскому языку, в том числе в контексте дополнения созданного комплекса лексических упражнений.
Full Text
Обоснование. Повсеместная информатизация общества непосредственно касается образовательного процесса в школах России. Применение средств ИКТ призвано не только усовершенствовать процесс обучения и повысить эффективность его организации, но и формировать у учащихся ИКТ-компетенции, что отражено во ФГОС как требуемый метапредметный результат освоения основной образовательной программы основного общего образования [1]. Вследствие популярности мобильных технологий на данный момент разработано большое количество специальных мобильных приложений, предназначенных для изучения школьных предметов, в том числе английского языка. Теоретический анализ понятия «мобильные приложения» [2] и его особенностей позволяет сделать вывод об их значительном потенциале как средств повышения эффективности усвоения языкового материала. Особое значение мультимедийные упражнения могут иметь для обучения школьников английской лексике вследствие возможности их интеграции на всех этапах развития лексических навыков [3].
Цель — теоретически обосновать возможность применения мобильных технологий при формировании лексических навыков у учащихся, а также разработать и апробировать комплекс заданий для учащихся средней школы.
Методы. Для раскрытия теоретических аспектов настоящего исследования были применены такие методы, как дескриптивный и интерпретационный. Практическая часть работы включала моделирование нового образовательного продукта, а именно комплекса упражнений на закрепление англоязычных лексических единиц. Далее был применен метод эмпирического эксперимента с целью апробации разработанных онлайн-упражнений в экспериментальной группе учащихся 7 класса средней школы с последующей систематизацией полученных результатов послеэкспериментального тестирования, их анализом и сравнением с результатами, полученными контрольной группой школьников.
Результаты. В рамках исследования были выявлены и описаны возможности использования конкретных мобильных приложений с наиболее актуальным этапам развития лексических навыков функционалом. Было проведено предэкспериментальное лексическое тестирование с анализом успешности усвоения языкового материала в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1). Разработан и апробирован комплекс упражнений для самостоятельного выполнения учащимися в приложении Quizziz и аудиторное задание-викторина в онлайн-сервисе TriviaMaker. Проведено послеэкспериментальное тестирование, позволяющее выявить степень эффективности интеграции мобильных технологий в процесс обучения лексике.
Таблица 1. Результаты предэкспериментального тестирования групп 7 «Б» класса
Оценка | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
«5» | 50 % (7 чел.) | 55 % (6 чел.) |
«4» | 29 % (4 чел.) | 45 % (5 чел.) |
«3» | 14 % (2 чел.) | 0 % |
«2» | 7 % (1 чел.) | 0 % |
Выводы. Согласно результатам послеэкспериментального лексического теста в двух группах (табл. 2) можно сделать выводы о повышении эффективности усвоения англоязычной лексики учащимися в сравнении с ситуацией применения исключительно традиционных методов обучения в контрольной группе.
Таблица 2. Результаты послеэкспериментального тестирования групп 7 «Б» класса
Оценка | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
«5» | 33 % (5 чел.) | 58 % (7 чел.) |
«4» | 47 % (7 чел.) | 25 % (3 чел.) |
«3» | 13 % (2 чел.) | 8 % (1 чел.) |
«2» | 7 % (1 чел.) | 8 % (1 чел.) |
Проанализированные особенности и преимущества мобильных приложений, такие как интерактивный дизайн, элементы геймификации и возможность использования в любом месте с помощью портативных мобильных устройств, стимулируют повышенную активность учащихся при взаимодействии с заданиями, а также повышают заинтересованность в предмете в целом. Вследствие этого можно говорить о существовании оснований для разработки путей дальнейшей интеграции мобильного обучения в процесс школьного обучения английскому языку, в том числе в контексте дополнения созданного комплекса лексических упражнений.
About the authors
Самарский государственный социально-педагогический университет
Author for correspondence.
Email: nikitina.lyubov@sgspu.ru
студентка, группа ФИЯ-б19АНо1.2, факультет иностранных языков
Russian Federation, СамараReferences
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 2021 [Internet]. Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/1.3-osnovnoe-obshchee-obrazovanie-5-9- class.html. Дата обращения: 08.01.2024.
- Хашими С., Коматинени С., Маклин Д. Разработка приложений для Android. Санкт-Петербург: Питер, 2011. 736 с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.». 2-е изд. Москва: Просвещение, 1986. 233 с.
Supplementary files
