Сетевое взаимодействие как форма управления историческим дополнительным образованием

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Тольяттинский государственный университет
  • Issue: Vol 2 (2024)
  • Pages: 233-234
  • Section: ЧАСТЬ II. Педагогика
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631542
  • ID: 631542

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Решение проблем школьного исторического образования на сегодняшний день — одна из актуальных задач российского общества. В среднем в учебной неделе на количество уроков истории в непрофильном классе приходится два часа. Такого количества не хватает на полноценный разбор материала учителем, из-за чего часть материала переходит на самостоятельное изучение учеником, что нельзя оценить, как качественную работу. Необходимость увеличения часов уроков истории и патриотического воспитания общепризнана и достигается за счет «Разговоров о важном» и тематических мероприятий, приуроченных к важным историческим датам. Но такие мероприятия, как правило, не дают важный для исторической науки навык — умение прослеживать причинно-следственные связи, и учащиеся запоминают лишь фактаж, который составляет 50 % от заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Цель — изучение сетевого взаимодействия как формы управления историческим дополнительным образованием.

Методы. Как один и вариантов решения данной проблемы мы предлагаем использование сетевого взаимодействия образовательных организаций. Данный вариант актуален в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, которые были заложены в основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Концепции развития дополнительного образования детей, которые ориентируют образовательные организации на эффективное использование возможностей сетевого взаимодействия [1, с. 3–4]. На наш взгляд, средства сетевого взаимодействия можно было бы использовать для повышения качества школьного образования по отдельным предметам.

Результаты. Внедрение в школы дополнительных занятий по истории, управляемых средствами сетевого взаимодействия, могло бы существенно повысить качество исторических знаний школьников среднего и старшего звеньев. В качестве путей дальнейшего решения проблемы мы предполагаем создание такой сети с центром управления в Тольяттинском государственном университете на кафедре «История и философия» совместно с кафедрой «Педагогика и психология». В качестве пробного эксперимента в сеть войдут несколько школ г. Тольятти. В перспективе исследования мы видим анализ работы, созданной нами системы, выявление ее сильных и слабых сторон, из чего в дальнейшем возможна рекомендация по расширению системы, включение в нее большего количества школ и возможный выход на региональный уровень.

Выводы. Литература по данной тематике представлена в основном отдельными статьями, а также работами по внедрению сетевого взаимодействия в конкретных организациях. Стоит отметить, что наиболее активно исследования в этой сфере начались после 2010 года. Это работы таких исследователей, как Е.М. Дорожкина (ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета) [2], И.Н. Попова (заместитель руководителя «Центра социализации, воспитания и неформального образования») [3], А.А. Симонова (доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Уральского государственного педагогического университета) [4]. В своих статьях исследователи представляли теоретический анализ сетевого взаимодействия в сфере образования, указывали его достоинства и недостатки. Также отдельно выделим статью А.В. Савченкова и Е.А. Гнатышиной, где авторы представили историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вузов, из чего становится понятно, что сетевое взаимодействие в сфере образования — явление совсем не новое и впервые начинает появляться еще в 90-е годы XX века [5].

Сетевая форма управления, обладая такими достоинствами, как высокая адаптивность к изменениям макросферы, благодаря гибкой структуре, экономичность, а также привлекательность высококвалифицированных специалистов и надежных партнеров, при внедрении в сферу образования способна повысить как уровень школьных знаний у учащихся в целом, так и по отдельным предметам, в частности истории, что на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений в образовательной политике Российской Федерации.

Full Text

Обоснование. Решение проблем школьного исторического образования на сегодняшний день — одна из актуальных задач российского общества. В среднем в учебной неделе на количество уроков истории в непрофильном классе приходится два часа. Такого количества не хватает на полноценный разбор материала учителем, из-за чего часть материала переходит на самостоятельное изучение учеником, что нельзя оценить, как качественную работу. Необходимость увеличения часов уроков истории и патриотического воспитания общепризнана и достигается за счет «Разговоров о важном» и тематических мероприятий, приуроченных к важным историческим датам. Но такие мероприятия, как правило, не дают важный для исторической науки навык — умение прослеживать причинно-следственные связи, и учащиеся запоминают лишь фактаж, который составляет 50 % от заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по истории.

Цель — изучение сетевого взаимодействия как формы управления историческим дополнительным образованием.

Методы. Как один и вариантов решения данной проблемы мы предлагаем использование сетевого взаимодействия образовательных организаций. Данный вариант актуален в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ, которые были заложены в основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Концепции развития дополнительного образования детей, которые ориентируют образовательные организации на эффективное использование возможностей сетевого взаимодействия [1, с. 3–4]. На наш взгляд, средства сетевого взаимодействия можно было бы использовать для повышения качества школьного образования по отдельным предметам.

Результаты. Внедрение в школы дополнительных занятий по истории, управляемых средствами сетевого взаимодействия, могло бы существенно повысить качество исторических знаний школьников среднего и старшего звеньев. В качестве путей дальнейшего решения проблемы мы предполагаем создание такой сети с центром управления в Тольяттинском государственном университете на кафедре «История и философия» совместно с кафедрой «Педагогика и психология». В качестве пробного эксперимента в сеть войдут несколько школ г. Тольятти. В перспективе исследования мы видим анализ работы, созданной нами системы, выявление ее сильных и слабых сторон, из чего в дальнейшем возможна рекомендация по расширению системы, включение в нее большего количества школ и возможный выход на региональный уровень.

Выводы. Литература по данной тематике представлена в основном отдельными статьями, а также работами по внедрению сетевого взаимодействия в конкретных организациях. Стоит отметить, что наиболее активно исследования в этой сфере начались после 2010 года. Это работы таких исследователей, как Е.М. Дорожкина (ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета) [2], И.Н. Попова (заместитель руководителя «Центра социализации, воспитания и неформального образования») [3], А.А. Симонова (доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики и менеджмента Уральского государственного педагогического университета) [4]. В своих статьях исследователи представляли теоретический анализ сетевого взаимодействия в сфере образования, указывали его достоинства и недостатки. Также отдельно выделим статью А.В. Савченкова и Е.А. Гнатышиной, где авторы представили историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вузов, из чего становится понятно, что сетевое взаимодействие в сфере образования — явление совсем не новое и впервые начинает появляться еще в 90-е годы XX века [5].

Сетевая форма управления, обладая такими достоинствами, как высокая адаптивность к изменениям макросферы, благодаря гибкой структуре, экономичность, а также привлекательность высококвалифицированных специалистов и надежных партнеров, при внедрении в сферу образования способна повысить как уровень школьных знаний у учащихся в целом, так и по отдельным предметам, в частности истории, что на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений в образовательной политике Российской Федерации.

×

About the authors

Тольяттинский государственный университет

Author for correspondence.
Email: holly140@mail.ru

студентка, группа МОБм-2303а, кафедра «Педагогика и психология»

Russian Federation, Тольятти

References

  1. Федорова О.В., Суртаева Н.Н., Дудковская Е.Е. Описание модели сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации дополнительных общеразвивающих программ: методическое пособие. Санкт-Петербург: Дворец детского юношеского творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга, 2017. 29 с.
  2. Дорожкин Е.М., Давыдова Н.Н. Развитие образовательных учреждений в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. № 11. С. 11–17. EDN: RLYYNZ
  3. Попова И.Н. Сетевое взаимодействие как ресурс развития общего и дополнительного образования // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, № 6. С. 47. EDN: XXMCHR
  4. Симонова А.А., Дворникова М.Ю. Понятие сетевого взаимодействия образовательных организаций // Педагогическое образование в России. 2018. № 5. С. 35–40. EDN: OTFBMX doi: 10.26170/po18-05-05
  5. Савченков А.В., Гнатышина Е.А. Историко-педагогический анализ проблемы сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и вузов // Вестник ЮУрГГПУ. 2015. № 4. С. 44–47. EDN: UFEEWJ

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Сысуева А.С.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.