Традиции отечественной культуры в творчестве композитора С.С. Аксакова

Capa
  • Autores: 1
  • Afiliações:
    1. Самарский государственный институт культуры
  • Edição: Volume 2 (2024)
  • Páginas: 252-253
  • Seção: ЧАСТЬ II. Культурология
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631449
  • ID: 631449

Citar

Texto integral

Resumo

Обоснование. Имя композитора Сергея Сергеевича Аксакова (1890(1891)–1968), правнука выдающегося русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (автора, в частности, знаменитой сказки «Аленький цветочек»), начинает активно входить в обиход культурной жизни страны. В настоящее время происходит всплеск интереса к его деятельности, поскольку композиторское творчество С.С. Аксакова представляет собой несомненную художественную ценность. Особое внимание фигуре С.С. Аксакова уделяется в Самаре, где он родился в семье губернатора Григория Сергеевича Аксакова и провел свои молодые годы [1]. СГИК является инициатором масштабного проекта по изучению и включению композиторского наследия С.С. Аксакова в культурную жизнь региона [2].

Цель — выявить своеобразие и художественную ценность композиторского наследия С.С. Аксакова, преломление в его творчестве традиций русской музыкальной культуры.

Методы. В данной работе применены культурологические и искусствоведческие методы исследования. В частности, при изучении связей творчества С.С. Аксакова с традициями русской культуры использовался семантический метод анализа литературного текста и музыкального языка вокальных произведений. «Сказка» (новелла для голоса с фортепиано на текст самого композитора), выбранная в качестве объекта исследования, рассмотрена с точки зрения метода целостного анализа музыкального произведения, на основании чего были сформулированы параметры, обозначающие связи творчества С.С. Аксакова с традициями отечественной музыкальной культуры.

Результаты. В итоге рассмотрения музыкального творчества С.С. Аксакова можно выделить следующие типологические черты:

  • общность с русской музыкальной культурой XIX века (претворение фольклорных жанров, лирико-психологический тип содержания в камерно-вокальном творчестве, обращение к типологическим структурам и моделям музыкального языка, восходящими к творчеству М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина др.);
  • литературоцентричность, выражающаяся в опоре на русское литературное наследие, прежде всего творчество С.Т. Аксакова;
  • включенность художественной деятельности С.С. Аксакова в контекст искусства Серебряного века.

Выводы. Таким образом, творчество композитора С.С. Аксакова представляет художественную ценность, опирается на духовные традиции русской культуры. Оно отвечает потребности нашего времени в осознании национальной идентичности, в том числе через искусство. Его музыка достойна активного включения в художественный контекст жизни региона и страны.

Texto integral

Обоснование. Имя композитора Сергея Сергеевича Аксакова (1890(1891)–1968), правнука выдающегося русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (автора, в частности, знаменитой сказки «Аленький цветочек»), начинает активно входить в обиход культурной жизни страны. В настоящее время происходит всплеск интереса к его деятельности, поскольку композиторское творчество С.С. Аксакова представляет собой несомненную художественную ценность. Особое внимание фигуре С.С. Аксакова уделяется в Самаре, где он родился в семье губернатора Григория Сергеевича Аксакова и провел свои молодые годы [1]. СГИК является инициатором масштабного проекта по изучению и включению композиторского наследия С.С. Аксакова в культурную жизнь региона [2].

Цель — выявить своеобразие и художественную ценность композиторского наследия С.С. Аксакова, преломление в его творчестве традиций русской музыкальной культуры.

Методы. В данной работе применены культурологические и искусствоведческие методы исследования. В частности, при изучении связей творчества С.С. Аксакова с традициями русской культуры использовался семантический метод анализа литературного текста и музыкального языка вокальных произведений. «Сказка» (новелла для голоса с фортепиано на текст самого композитора), выбранная в качестве объекта исследования, рассмотрена с точки зрения метода целостного анализа музыкального произведения, на основании чего были сформулированы параметры, обозначающие связи творчества С.С. Аксакова с традициями отечественной музыкальной культуры.

Результаты. В итоге рассмотрения музыкального творчества С.С. Аксакова можно выделить следующие типологические черты:

  • общность с русской музыкальной культурой XIX века (претворение фольклорных жанров, лирико-психологический тип содержания в камерно-вокальном творчестве, обращение к типологическим структурам и моделям музыкального языка, восходящими к творчеству М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина др.);
  • литературоцентричность, выражающаяся в опоре на русское литературное наследие, прежде всего творчество С.Т. Аксакова;
  • включенность художественной деятельности С.С. Аксакова в контекст искусства Серебряного века.

Выводы. Таким образом, творчество композитора С.С. Аксакова представляет художественную ценность, опирается на духовные традиции русской культуры. Оно отвечает потребности нашего времени в осознании национальной идентичности, в том числе через искусство. Его музыка достойна активного включения в художественный контекст жизни региона и страны.

×

Sobre autores

Самарский государственный институт культуры

Autor responsável pela correspondência
Email: antipina.an78@gmail.com

студентка

Rússia, Самара

Bibliografia

  1. Черникова Л. Композитор Аксаков [Internet]. В: Русское поле. Содружество литературных проектов. Режим доступа: http://belsk.ruspole.info/node/1600. Дата обращения: 28.03.2024.
  2. Семёнов В. Сергей Сергеевич Аксаков — первый профессиональный композитор из Самары // Сфера культуры. 2022. № 3(9). С. 103–107. EDN: MVUDAL doi: 10.48164/2713-301X_2022_9_103

Arquivos suplementares

Arquivos suplementares
Ação
1. JATS XML

Declaração de direitos autorais © Антипина А.А., 2024

Creative Commons License
Este artigo é disponível sob a Licença Creative Commons Atribuição 4.0 Internacional.