Использование метафоры в публичных выступлениях Барака Обамы

Обложка
  • Авторы: Пачина В.А.1
  • Учреждения:
    1. Самарский государственный социально-педагогический университет
  • Выпуск: Том 2 (2024)
  • Страницы: 142-143
  • Раздел: ЧАСТЬ II. Английская филология
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/631334
  • ID: 631334

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Метафора в политической речи является мощным инструментом для реализации прагматической функции воздействия на аудиторию, поэтому изучение особенностей использования метафоры позволяет раскрыть механизм манипулирования сознанием массовой аудитории в сфере политики.

Цель — раскрыть языковые особенности использования метафор в речи 44-го президента США Барака Обамы.

Методы. При проведении исследования использовались методы контент-анализа, лингвистического анализа, синтаксического анализа, анализа статистических данных, а также метод когнитивного анализа.

Результаты. Метафора является одним из наиболее распространенных стилистических приемов, используемых в политическом дискурсе, отличительная особенность которого заключается в том, что он помогает сделать политическое общение более доступным и запоминающимся, усиливая его эмоциональную окраску. В рамках политического дискурса наиболее распространенной формой метафоры являются двучленные словосочетания и синтаксические конструкции с родительным падежом. В настоящий момент представлено несколько классификаций типов политических метафор, которые основываются на обнаружении источников метафорических образов и объектов, то есть на выявлении сфер источника, которые выступают в качестве единиц классификации. Ученые выделяет такие сферы источника, как «Человек», «Природа», «Социум» и «Артефакты» [1].

В ходе анализа 4 текстов публичных выступлений Барака Обамы [3] было выявлено использование 30 метафор, которые впоследствии были подразделены на типы, согласно классификации А.П. Чудинова [2].Были выявлены такие типы метафоры, как природоморфная, артефактная, социоморфная, антропоморфная. Проанализировав отобранные метафоры, мы получили следующие результаты:

  • природоморфная метафора была выявлена 4 раза, что в процентном соотношении равняется 13 %;
  • артефактная метафора была выявлена в 8 случаях из 30, в процентном соотношении 27 %;
  • социоморфная метафора была выявлена 8 раз, что составляет 27 %;
  • антропоморфная метафора была выявлена в 10 случаях из 30, что равняется 33 %.

На основе данной диаграммы (рис. 1) нами были выявлены следующие особенности использования данных типов метафор в публичных выступлениях Барака Обамы:

  1. Склонность к использованию антропоморфной метафоры. Что может быть связанно с тем, что метафоры данного типа более легки для восприятия и эмоционально заряжены, что помогает убедить аудиторию и вызвать у нее сопереживание.
  2. Частое использование артефактных и социоморфных метафор. Данный выбор обусловливается тем, что они также являются эффективными средствами воздействия на аудиторию, поскольку они приближают абстрактные понятия к повседневной жизни и опыту слушателей.
  3. Избегание использования природоморфных метафор. Природоморфные метафоры менее привычны и менее убедительны для современной аудитории, кроме того, они менее универсальны и более подвержены различным интерпретациям.

 

Рис. 1. Диаграмма с типами метафор и числом их использования

 

Выводы. Метафора играет важную роль в политическом дискурсе, она является не просто стилистическим средством, которое помогает разнообразить речь политических деятелей, но и средством воздействия на аудиторию, которое ораторы используют для достижения определенных политических целей. Так, выбор соответствующих конкретной ситуации типов метафор для передачи своих идей и ценностей позволяет Бараку Обаме быть более убедительным и эффективным в общении с аудиторией. Так, выбор антропоморфного, артефактного и социоморфного типа метафор обусловлен тем фактом, что политика направлена на решение проблем общества, и поэтому воздействие осуществляется именно через эти типы метафор. Редкое использование природоморфных метафор связано с тем, что они менее понятны аудитории и, соответственно, менее эффективны для достижения данной цели.

Полный текст

Обоснование. Метафора в политической речи является мощным инструментом для реализации прагматической функции воздействия на аудиторию, поэтому изучение особенностей использования метафоры позволяет раскрыть механизм манипулирования сознанием массовой аудитории в сфере политики.

Цель — раскрыть языковые особенности использования метафор в речи 44-го президента США Барака Обамы.

Методы. При проведении исследования использовались методы контент-анализа, лингвистического анализа, синтаксического анализа, анализа статистических данных, а также метод когнитивного анализа.

Результаты. Метафора является одним из наиболее распространенных стилистических приемов, используемых в политическом дискурсе, отличительная особенность которого заключается в том, что он помогает сделать политическое общение более доступным и запоминающимся, усиливая его эмоциональную окраску. В рамках политического дискурса наиболее распространенной формой метафоры являются двучленные словосочетания и синтаксические конструкции с родительным падежом. В настоящий момент представлено несколько классификаций типов политических метафор, которые основываются на обнаружении источников метафорических образов и объектов, то есть на выявлении сфер источника, которые выступают в качестве единиц классификации. Ученые выделяет такие сферы источника, как «Человек», «Природа», «Социум» и «Артефакты» [1].

В ходе анализа 4 текстов публичных выступлений Барака Обамы [3] было выявлено использование 30 метафор, которые впоследствии были подразделены на типы, согласно классификации А.П. Чудинова [2].Были выявлены такие типы метафоры, как природоморфная, артефактная, социоморфная, антропоморфная. Проанализировав отобранные метафоры, мы получили следующие результаты:

  • природоморфная метафора была выявлена 4 раза, что в процентном соотношении равняется 13 %;
  • артефактная метафора была выявлена в 8 случаях из 30, в процентном соотношении 27 %;
  • социоморфная метафора была выявлена 8 раз, что составляет 27 %;
  • антропоморфная метафора была выявлена в 10 случаях из 30, что равняется 33 %.

На основе данной диаграммы (рис. 1) нами были выявлены следующие особенности использования данных типов метафор в публичных выступлениях Барака Обамы:

  1. Склонность к использованию антропоморфной метафоры. Что может быть связанно с тем, что метафоры данного типа более легки для восприятия и эмоционально заряжены, что помогает убедить аудиторию и вызвать у нее сопереживание.
  2. Частое использование артефактных и социоморфных метафор. Данный выбор обусловливается тем, что они также являются эффективными средствами воздействия на аудиторию, поскольку они приближают абстрактные понятия к повседневной жизни и опыту слушателей.
  3. Избегание использования природоморфных метафор. Природоморфные метафоры менее привычны и менее убедительны для современной аудитории, кроме того, они менее универсальны и более подвержены различным интерпретациям.

 

Рис. 1. Диаграмма с типами метафор и числом их использования

 

Выводы. Метафора играет важную роль в политическом дискурсе, она является не просто стилистическим средством, которое помогает разнообразить речь политических деятелей, но и средством воздействия на аудиторию, которое ораторы используют для достижения определенных политических целей. Так, выбор соответствующих конкретной ситуации типов метафор для передачи своих идей и ценностей позволяет Бараку Обаме быть более убедительным и эффективным в общении с аудиторией. Так, выбор антропоморфного, артефактного и социоморфного типа метафор обусловлен тем фактом, что политика направлена на решение проблем общества, и поэтому воздействие осуществляется именно через эти типы метафор. Редкое использование природоморфных метафор связано с тем, что они менее понятны аудитории и, соответственно, менее эффективны для достижения данной цели.

×

Об авторах

Валерия Алексеевна Пачина

Самарский государственный социально-педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: lerapachina2002@icloud.com

студентка, группа ФИЯ-б20АНо1.2, факультет иностранных языков

Россия, Самара

Список литературы

  1. Чудинов А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации. Екатеринбург: УрГПУ, 2003. 248 с. EDN: QCNWUV
  2. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры. 1991–2000. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 238 с. EDN: QCNXBJ
  3. Online Speech Bank [Internet]. В: American Rhetoric. Режим доступа: https://www.americanrhetoric.com/barackobamaspeeches.htm (Дата обращения: 15.02.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Диаграмма с типами метафор и числом их использования

Скачать (81KB)

© Пачина В.А., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.