Разработка новых жаропрочных поршневых материалов на основе алюминиевых промышленных сплавов, армированных фазой карбида титана в комплексе с термической обработкой

Cover Page
  • Authors: 1
  • Affiliations:
    1. Самарский государственный технический университет
  • Issue: Vol 1 (2024)
  • Pages: 327-328
  • Section: ЧАСТЬ I. Цифровые технологии в машиностроении: материаловедение и металлообработка
  • URL: https://snv63.ru/osnk-sr2024/article/view/632668
  • ID: 632668

Cite item

Full Text

Abstract

Обоснование. Областью проводимых исследований является возможность применения алюминиевых сплавов в условиях повышенных нагрузок при температурах порядка 150–250 ℃. При высокой температуре жаропрочный сплав должен выдерживать определенные пределы прочности или пределы текучести. Большой интерес представляют сплавы системы Al-Cu и Al-Si. Также в условиях работы повышенных нагрузок при трении возникает нагрев деталей, тогда важно оценить свойства материала именно при температуре не ниже саморазогрева. Обширную область среди исследований в области пар трения занимают алюмоматричные композиционные материалы (АМКМ), дисперсно-армированные керамической фазой. Так как сплавы системы Al-Cu, например АМ4,5Кд, и некоторые специальные силумины, например АК10М2Н, относят к группе термически упрочняемых, то актуальным вопросом является не только возможность улучшения свойств матричных сплавов путем армирования, но и улучшение полученных на основе этих сплавов композитов путем проведения термической обработки. Именно поэтому в данной работе произведена оценка эксплуатационных свойств АМКМ АМ4,5Кд-10 %TiC и АК10М2Н-10 %TiC.

Цель — исследовать влияние армирования высокодисперсной фазой карбида титана, синтезированной методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в расплаве, и последующей термической обработки на эксплуатационные свойства промышленных жаропрочных алюминиевых сплавов.

Методы. Экспериментальные образцы АМКМ составов АМ4,5Кд-10%TiC и АК10М2Н-10%TiC получены методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в расплаве. Для определения температурного коэффициента линейного расширения (ТКЛР) использовался метод, основанный на измерении удлинения цилиндрических стержней с длиной l = 60 мм и диаметром d = 7 мм при нагревании. Измерение ТКЛР осуществлялось на механическом дилатометре с нагревом до 300 ℃. Оценка твердости производилась в соответствии с ГОСТ 9012-59 по методу Бринелля на твердомере марки ЗИП ТК-2М: установленная нагрузка 100 кгс, диаметр шарика 2,5 мм, время нагружения 20 с. Испытания на определение жаропрочности проводились на термообработанных образцах в условиях одноосного сжатия при температурах 150 и 250 ℃ на универсальной машине Instron 8802 с термокамерой 3119–405, при этом термопара устанавливалась непосредственно на образец. Триботехнические испытания производились на трибометре «Универсал-1Б» при реализации трения скольжения по схеме: «кольцо (контртело) — плоскость (образец). Материал контртела — сталь 40Х (закалка, отпуск, НВ = 420). Частота вращения — 600 мин–1. Нагрузка на образец составляла 400 Н. В качестве смазочной среды использовали трансмиссионное масло с группой эксплуатационных свойств GL-5, имеющее в составе качественные антизадирные присадки. После проведения испытания при помощи микрометра оценивалась величина износа.

Результаты. Основные результаты испытаний приведены в табл. 1.

Выводы. Исследования влияния армирования высокодисперсной фазой карбида титана, синтезированной методом СВС в расплаве, и термической обработки на эксплуатационные свойства промышленных алюминиевых сплавов АМ4,5Кд И АК10М2Н показало увеличение твердости (до 27 %) и жаропрочности при Т = 150 ℃ (до 7 %), при сохранении уровня жаропрочности при Т = 250 ℃ и ТКЛР (вплоть до 300 ℃), а также значительное снижение скорости износа (до 29 раз) и коэффициента трения (до 4 раз). Следует отметить, что температура саморазогрева не превышает температур проведения испытаний в условиях сжимающих нагрузок. Таким образом, можно сделать вывод, что удалось получить новые АМКМ, соответствующие современным требованиям к жаропрочным алюминиевым поршневым сплавам, что позволяет применять данные материалы в условиях повышенных нагрузок и/или повышенных температур.

 

Таблица 1. Механические и трибологические свойства синтезированных образцов

Образец

ТКЛР, α300, К–1·10–6

Твердость, НВ

Напряжение течения, σs, МПа

Скорость износа, мкм/ч

Коэффициент трения

Температура саморазогрева, ℃

150

250

АМ4,5Кд, без термообработки

31

61,3

324

11,5

0,12

67

АМ4,5Кд, с термообработкой

33,4

136

532

205

3

0,08

70

АМ4,5Кд-10%TiC, без термообработки

29,3

76,1

355

5,25

0,08

67

АМ4,5Кд-10%TiC, с термообработкой

31,3

142

568

205

1,25

0,03

65

АК10М2Н, без термообработки

29,6

110

464

22,25

0,57

75

АК10М2Н, с термообработкой

25,4

136

558

240

4,25

0,12

70

АК10М2Н-10%TiC, без термообработки

27,8

152

447

0,5

0,09

60

АК10М2Н-10%TiC, с термообработкой

26,1

172

587

240

0,25

0,03

66

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках государственного задания (тема № АААА-А12-2110800012-0).

Full Text

Обоснование. Областью проводимых исследований является возможность применения алюминиевых сплавов в условиях повышенных нагрузок при температурах порядка 150–250 ℃. При высокой температуре жаропрочный сплав должен выдерживать определенные пределы прочности или пределы текучести. Большой интерес представляют сплавы системы Al-Cu и Al-Si. Также в условиях работы повышенных нагрузок при трении возникает нагрев деталей, тогда важно оценить свойства материала именно при температуре не ниже саморазогрева. Обширную область среди исследований в области пар трения занимают алюмоматричные композиционные материалы (АМКМ), дисперсно-армированные керамической фазой. Так как сплавы системы Al-Cu, например АМ4,5Кд, и некоторые специальные силумины, например АК10М2Н, относят к группе термически упрочняемых, то актуальным вопросом является не только возможность улучшения свойств матричных сплавов путем армирования, но и улучшение полученных на основе этих сплавов композитов путем проведения термической обработки. Именно поэтому в данной работе произведена оценка эксплуатационных свойств АМКМ АМ4,5Кд-10 %TiC и АК10М2Н-10 %TiC.

Цель — исследовать влияние армирования высокодисперсной фазой карбида титана, синтезированной методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в расплаве, и последующей термической обработки на эксплуатационные свойства промышленных жаропрочных алюминиевых сплавов.

Методы. Экспериментальные образцы АМКМ составов АМ4,5Кд-10%TiC и АК10М2Н-10%TiC получены методом самораспространяющегося высокотемпературного синтеза в расплаве. Для определения температурного коэффициента линейного расширения (ТКЛР) использовался метод, основанный на измерении удлинения цилиндрических стержней с длиной l = 60 мм и диаметром d = 7 мм при нагревании. Измерение ТКЛР осуществлялось на механическом дилатометре с нагревом до 300 ℃. Оценка твердости производилась в соответствии с ГОСТ 9012-59 по методу Бринелля на твердомере марки ЗИП ТК-2М: установленная нагрузка 100 кгс, диаметр шарика 2,5 мм, время нагружения 20 с. Испытания на определение жаропрочности проводились на термообработанных образцах в условиях одноосного сжатия при температурах 150 и 250 ℃ на универсальной машине Instron 8802 с термокамерой 3119–405, при этом термопара устанавливалась непосредственно на образец. Триботехнические испытания производились на трибометре «Универсал-1Б» при реализации трения скольжения по схеме: «кольцо (контртело) — плоскость (образец). Материал контртела — сталь 40Х (закалка, отпуск, НВ = 420). Частота вращения — 600 мин–1. Нагрузка на образец составляла 400 Н. В качестве смазочной среды использовали трансмиссионное масло с группой эксплуатационных свойств GL-5, имеющее в составе качественные антизадирные присадки. После проведения испытания при помощи микрометра оценивалась величина износа.

Результаты. Основные результаты испытаний приведены в табл. 1.

Выводы. Исследования влияния армирования высокодисперсной фазой карбида титана, синтезированной методом СВС в расплаве, и термической обработки на эксплуатационные свойства промышленных алюминиевых сплавов АМ4,5Кд И АК10М2Н показало увеличение твердости (до 27 %) и жаропрочности при Т = 150 ℃ (до 7 %), при сохранении уровня жаропрочности при Т = 250 ℃ и ТКЛР (вплоть до 300 ℃), а также значительное снижение скорости износа (до 29 раз) и коэффициента трения (до 4 раз). Следует отметить, что температура саморазогрева не превышает температур проведения испытаний в условиях сжимающих нагрузок. Таким образом, можно сделать вывод, что удалось получить новые АМКМ, соответствующие современным требованиям к жаропрочным алюминиевым поршневым сплавам, что позволяет применять данные материалы в условиях повышенных нагрузок и/или повышенных температур.

 

Таблица 1. Механические и трибологические свойства синтезированных образцов

Образец

ТКЛР, α300, К–1·10–6

Твердость, НВ

Напряжение течения, σs, МПа

Скорость износа, мкм/ч

Коэффициент трения

Температура саморазогрева, ℃

150

250

АМ4,5Кд, без термообработки

31

61,3

324

11,5

0,12

67

АМ4,5Кд, с термообработкой

33,4

136

532

205

3

0,08

70

АМ4,5Кд-10%TiC, без термообработки

29,3

76,1

355

5,25

0,08

67

АМ4,5Кд-10%TiC, с термообработкой

31,3

142

568

205

1,25

0,03

65

АК10М2Н, без термообработки

29,6

110

464

22,25

0,57

75

АК10М2Н, с термообработкой

25,4

136

558

240

4,25

0,12

70

АК10М2Н-10%TiC, без термообработки

27,8

152

447

0,5

0,09

60

АК10М2Н-10%TiC, с термообработкой

26,1

172

587

240

0,25

0,03

66

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования в рамках государственного задания (тема № АААА-А12-2110800012-0).

×

About the authors

Самарский государственный технический университет

Author for correspondence.
Email: yulya.makhonina.97@inbox.ru

аспирант

Russian Federation, Самара

References

  1. Шерина Ю.В. Исследование влияния добавки высокодисперсной фазы карбида титана, синтезированной в расплаве, и термообработки на структуру и свойства сплава АМ4,5Кд // Транспортное машиностроение. 2024. № 3. С. 59–69. EDN: KIGFDK doi: 10.30987/2782-5957-2024-3-59-69
  2. Шерина Ю.В., Луц А.Р., Ибатуллин И.Д. Разработка композиционного материала на основе сплава АК20М2Н и исследование его триботехнических свойств // Наукоемкие технологии в машиностроении. 2022. № 2. С. 11–16. EDN: RDILXC doi: 10.30987/2223-4608-2022-2-11-16

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Шерина Ю.В.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.