Состояние российского рынка сельскохозяйственной техники в условиях санкционного давления

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена оценке развития российского рынка сельскохозяйственной техники (СХТ) за последние десять лет. Представлен анализ производства основных видов СХТ, динамика рынка, изменение его структуры, объемы приобретения сельхозтоваропроизводителями. Приведены основные технико-экономические показатели реализуемых сельскохозяйственных тракторов. Произведены расчеты эксплуатационных свойств (производительность, расход топлива) у тракторов аналогичных тяговых классов Беларус и китайского производства. На основании корреляционного анализа проверена взаимосвязь и направленность показателей: коэффициентов обновления, выбытия и наличия парка сельскохозяйственной техники; приобретения СХТ и коэффициентов обновления и выбытия; приобретения СХТ и наличия сельскохозяйственной техники в сельхозорганизациях. Установлена сильная взаимосвязь между показателями «приобретение СХТ» и «наличие в сельскохозяйственных организациях» (коэффициент корреляции r = 0,676 — 0,99), значительная между «коэффициентом выбытия» и «наличием комбайнов» (r = от –0,588 до –0,664), «приобретением тракторов» и «коэффициентом выбытия» (r = –0,445), практически отсутствует между «приобретением тракторов» и «наличием тракторов» (r = –0,06), «коэффициентом обновления» и «наличием зерноуборочных комбайнов» (r = –0,183), «приобретением кормоуборочных комбайнов» и «коэффициентом выбытия» (r = –0,187). При анализе эксплуатационных свойств выявлено, что китайские тракторы, представленные на рынке сельскохозяйственной техники, составят значительную конкуренцию тракторам Беларус.

Полный текст

Из-за сложившейся международной обстановки кардинально меняется ситуация с производством сельскохозяйственной техники (СХТ) в России и формированием рынка ее основных видов. Потребность в СХТ у сельхозтоваропроизводителей остается на высоком уровне. Учеными выявлено, что обеспеченность тракторами составляет 54,3% (со сроком эксплуатации более десяти лет используется от 45 до 51%, коэффициент обновления — 2,4...3,3%, выбытия — 3,7…4,9%), зерноуборочными комбайнами — 27,1 (в эксплуатации более десяти лет — 49,4%, коэффициент обновления — 3,0…4,7%, при практическом отсутствии списания); кормоуборочными комбайнами — 42,1% (коэффициент выбытия — 6,2%, обновления — 3,6%, эксплуатация комбайнов старше десяти лет — 51,6%). Это данные 2023 года по одному из регионов Уральского федерального округа.

По всем направлениям (обеспеченность, обновление, выбытие, эксплуатация техники старше десяти лет) необходимо развитие российского рынка СХТ.

Цель работы — проанализировать состояние российского рынка сельскохозяйственной техники в условиях санкционного давления, сравнить эксплуатационные свойства тракторов китайского производства, заменяющих аналоги европейского и американского.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Приведены статистические данные Российской Федерации по производству сельскохозяйственной техники, ее приобретению, наличию в сельскохозяйственных организациях и других формах собственности, структуре и объему рынка СХТ. В работе использованы результаты исследований по сравнению эксплуатационных свойств тракторов Беларус и Zoomlion.

Применены методы: экономико-статистический, нормативный, расчетный, сравнения, экономико-математический, прогнозирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Развитие рынка необходимо рассматривать по нескольким направлениям: во-первых, усовершенствование отечественного сельхозмашиностроения, начиная с самоходной техники (тракторы, зерно- и кормоуборочные комбайны) и заканчивая высокотехнологичными машинами для посева и посадки, внесения удобрений и средств защиты растений (СЗР), основной и поверхностной обработки почвы; во-вторых, обеспечение покупательной способности сельхозтоваропроизводителя (снижение себестоимости выпускаемой техники в результате эффективной государственной поддержки ее производителей), государственная поддержка самих сельхозтоваропроизводителей через «технические субсидии», льготное кредитование, эффективные лизинговые операции, гарантирование минимальных закупочных цен на производимую сельскохозяйственную продукцию, вплоть до «интервеционных» закупок всех ее видов; в-третьих, контроль импортных поставок в Россию сельскохозяйственной техники, по своим эксплуатационным свойствам значительно превосходящей отечественные аналоги, через регулирование ввозных пошлин. Необходимо запретить ввозить на территорию России СХТ, уступающую отечественным аналогам по показателям надежности, экологичности, ресурсосбережения. В то же время, не оказывать любые виды государственной поддержки предприятиям сельскохозяйственного машиностроения, выпускающим технику, не отвечающую современным требованиям.

Для анализа развития отечественного сельхозмашиностроения представляем динамику производства основных видов СХТ за последние десять лет (табл. 1). [3, 13, 23, 25]

 

Таблица 1. Производство сельскохозяйственной техники по годам, ед.

Вид техники

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Тракторы

6738

5536

6256

7266

7089

6875

6436

6266

6195

5793

Зерноуборочные комбайны

5547

4412

6054

7606

4608

4830

5402

7006

4743

5537

Кормоуборочные комбайны

280

398

564

689

776

709

699

339

290

344

 

Несмотря на то, что до 2017 года производство сельскохозяйственных тракторов возрастало, с 2018 наметился спад, в результате среднегодовое снижение за десять лет составило 0,8٪. Нет устойчивого тренда на снижение или увеличение производства зерноуборочных комбайнов (2017 год — 7606, 2015 — 4412 ед.), в результате среднегодовое увеличение — 3,8%. С 2019 года производство кормоуборочных комбайнов резко уменьшилось, но с учетом значительного увеличения в первой половине исследуемого периода (до 2018) — рост за пять лет составил 2,8 раза, среднегодовой — 6,8%.

В соответствии с нормативами потребности и Стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года для обеспечения сельскохозяйственного производства основными видами техники и формирования рынка нужны импортные поставки (табл. 2). [5, 8, 9, 11, 12, 1422, 24, 26]

 

Таблица 2. Рынок сельскохозяйственной техники по годам, ед.

Вид техники

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Тракторы

44188

26852

21214

26423

28010*

27573

27690

29314

35456

30873

Зерноуборочные комбайны

5426

5098

6303

6428

5358*

4154

5640

7197

5017

5182

Кормоуборочные комбайны

394

517

613

582*

485*

413

561

716

499

500

Примечание. * – показатели рассчитаны с использованием электронного ресурса https://www.agroinvestor.ru/tech/article/31505-prodazhi-rossiyskoy-selkhoztekhniki-v-2018/.

 

В результате снижения рынка к 2016 году, несмотря на положительную динамику до 2022, среднегодовое уменьшение выпуска тракторов за десять лет — 8,5%. Рынок зерноуборочных комбайнов в среднем за год увеличивался на 1,9% в год, кормоуборочных — 5,3%.

В последние годы показатели динамики рынка сельскохозяйственной техники заинтересованные инстанции представляют в денежном выражении, что на наш взгляд не совсем корректно. При увеличении отпускных цен на СХТ и снижении объемов ее производства, можно утверждать, что рынок растет более высокими темпами. Но отпускные цены необходимо приводить с учетом конкретной ситуации, сложившейся в аграрном производстве: природно-климатические условия (засуха, дожди, ранние заморозки); урожайность и валовые сборы сельскохозяйственных культур; размер государственной поддержки как сельхозтоваропроизводителя, так и предприятий сельхозмашиностроения; процентные ставки по кредитам.

То есть отпускная цена на СХТ должна быть приемлемой для сельхозтоваропроизводителя, так как от его финансовых возможностей зависит его покупательная способность и устойчивая реализация своей продукции предприятиями сельхозмашиностроения. Средняя стоимость одной сельскохозяйственной машины увеличилась за десять лет в 2,6 раза (с 3500 до 9199,6 тыс. руб.). Методику определения отпускной цены для отечественной СХТ могут разработать в департаменте сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации с привлечением соответствующих структур Министерства сельского хозяйства России, Российской академии наук, вузов.

Уменьшается количество сельскохозяйственной техники (кроме зерноуборочных комбайнов) приобретаемой сельхозтоваропроизводителями, среднегодовое снижение за десять лет тракторов — 1,8%, кормоуборочных комбайнов — 5% (табл. 3). [13, 16, 23]

 

Таблица 3. Приобретение основных видов сельскохозяйственной техники по годам, ед.

Вид техники

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Тракторы

14120

10832

11286

11035

10463

10714

13237

14730

11340

11030

Зерноуборочные комбайны

5336

5375

6298

6221

5221

4627

5856

6590

4710

4700

Кормоуборочные комбайны

835

670

718

694

646

624

719

620

550

500

 

Ситуация негативно влияет на коэффициенты обновления, повышается количество сельскохозяйственной техники, эксплуатируемой более десяти лет (табл. 4). [1, 10, 13, 16, 23, 25]

 

Таблица 4. Наличие основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственном производстве России по годам, тыс. ед.

Вид техники

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

Тракторы

Всего

472,3

466,5

458,6

454,3

450,8

425,9

427,4

426,4

430,6

425,2

СХО

247,3

233,6

223,4

216,8

211,9

206,7

203,6

198,3

196,7

190,8

Зерноуборочные комбайны

Всего

129,3

126,3

125,6

125,2

125,9

126,8

121,0

123,5

122,8

122,0

СХО

64,6

61,4

59,3

57,6

56,9

55,0

53,9

52,6

52,3

51,0

Кормоуборочные комбайны

Всего

21,4

20,3

19,3

18,4

18,2

12,2

15,55

15,6

15,4

14,9

СХО

15,2

14,0

13,3

12,7

12,3

11,8

11,4

10,9

10,7

10,2

 

Для определения коэффициентов обновления и выбытия используем данные табл. 3, 4 и формулы:

kОБ=NПРNФ, (1)

kВ=NСПNФ, (2)

где kОБ, kВ — коэффициенты обновления и выбытия; NПР, NСП — количество приобретаемых и списываемых в течение года сельскохозяйственных машин, ед.; NФ — фактическое наличие сельскохозяйственных машин, ед.

Количество списанных сельскохозяйственных машин (СХМ) определяется по формуле:

NСП=NФi+NПРi+1NФi+1, (3)

где NФi — фактическое количество СХМ в базовом году, ед.; NПРi+1 — количество приобретаемых СХМ в году, следующем за базовым, ед.; NФi+1 — фактическое количество СХМ в году, следующем за базовым, ед.

Для примера представим расчеты коэффициентов обновления и выбытия для тракторов 2015 года, коэффициентов обновления и выбытия зерноуборочных комбайнов 2018 года и кормоуборочных 2023 (рис. 1–3).

 

Рис. 1. Коэффициенты обновления, выбытия парка тракторов.

 

Рис. 2. Коэффициенты обновления, выбытия парка зерноуборочных комбайнов.

 

Рис. 3. Коэффициенты обновления, выбытия парка кормоуборочных комбайнов.

 

Для тракторов:

kОБ=10,8466,5=0,0232, kОБ=2,32%,

kВ=16,6466,5=0,0356, kВ=3,56%,

NСП=472,3+10,8466,5 = 16,6.

Для зерноуборочных комбайнов:

kОБ=5,2125,9=0,0415, kОБ=4,15%,

kВ=4,52125,9=0,0359, kВ= 3,59%,

NСП= 125,2+5,22125,9 = 4,52.

Для кормоуборочных комбайнов:

kОБ=0,514,9= 0,0336, kОБ= 3,36%,

kВ=114,9=0,0671,kВ= 6,71%,

NСП= 15,4+0,514,9 = 1.

Чтобы проверить результаты исследований на взаимосвязь и направленность приводим корреляционный анализ между коэффициентами обновления, выбытия и наличием парка техники в сельскохозяйственных организациях.

Для парка тракторов прослеживается взаимосвязь показателей «приобретение тракторов» и «коэффициент обновления» (r = 0,956). Связь «прямая», сила связи «очень высокая», зависимость признаков «статически значима», у = 0,056 + 0,00023х. Полученный коэффициент корреляции говорит о том, что при увеличении приобретения тракторов, коэффициент обновления будет расти. Следующий по значимости — коэффициент корреляции, характеризующий взаимосвязь показателей «приобретение тракторов» и «коэффициент выбытия» (r = 0,445). Связь «обратная», сила связи «умеренная». При увеличении приобретения тракторов коэффициент выбытия будет уменьшаться. Необходимо отметить коэффициент, характеризующий взаимосвязь показателей «приобретение тракторов» и «наличие тракторов» (r = 0,06). Связь «обратная», сила связи «слабая», зависимость признаков «статически незначима», показатели между собой не связаны.

Для зерноуборочных комбайнов также прослеживается взаимосвязь показателей «приобретение зерноуборочных комбайнов» и «коэффициент обновления» (r = 0,99). Связь «прямая», сила связи «функциональная», зависимость признаков «статически значима», у = 0,127 + 0,00082х. При увеличении приобретения зерноуборочных комбайнов коэффициент обновления будет расти. Следующий по значимости коэффициент корреляции, характеризующий взаимосвязь показателей «коэффициент выбытия» и «наличие зерноуборочных комбайнов» (r = 0,664), связь «обратная», сила связи «заметная», зависимость признаков «статически значима». При уменьшении коэффициента выбытия, наличие зерноуборочных комбайнов увеличится, у = 127,86 — 0,659х. Коэффициент взаимосвязи показателей «коэффициент обновления» и «наличие зерноуборочных комбайнов» — r = 0,183, связь «обратная», сила связи «слабая», зависимость признаков «статически незначима». Показатели «коэффициент обновления» и «наличие зерноуборочных комбайнов» между собой не связаны из-за того, что коэффициент обновления настолько мал, что не оказывает существенного влияния на фактическое наличие парка зерноуборочных комбайнов.

Для кормоуборочных комбайнов наиболее прослеживается взаимосвязь показателей «приобретение кормоуборочных комбайнов» и «наличие кормоуборочных комбайнов» (r = 0,676), связь «прямая», сила связи «заметая», зависимость признаков «статически значима», у = 3,673 + 0,02х. При увеличении приобретения кормоуборочных комбайнов их наличие в парке будет расти. Следующий по значимости коэффициент корреляции, характеризующий взаимосвязь показателей: «коэффициент выбытия» и «наличие кормоуборочных комбайнов» (r = –0,588), связь «обратная», сила связи «заметая». При увеличении коэффициента выбытия, наличие кормоуборочных комбайнов в парке будет уменьшаться. Показатели «приобретение кормоуборочных комбайнов» и «коэффициент выбытия» не связаны (r = 0,187), связь «обратная», сила связи «слабая», зависимость признаков «статически не значима». Приобретение кормоуборочных комбайнов настолько мало, что практически не оказывает влияния на коэффициент выбытия.

Изменилась структура рынка предлагаемой СХТ по мощности двигателя, пропускной способности молотильно-сепарирующего устройства (МСУ), измельчающего устройства (табл. 5). [8, 14, 16, 18, 20, 22, 25]

 

Таблица 5. Структура рынка сельскохозяйственных тракторов по годам, %

Тракторы с мощностью двигателя, л.с.

2017

2023

Изменение (+; –)

До 40

28,1

19,5

– 8,6

40…100

38,4

44,2

+ 5,8

Свыше 100

33,5

36,3

+ 2,8

 

В результате ухода с рынка сельскохозяйственной техники ведущих мировых производителей появились поставки из азиатских стран и Латинской Америки. Основную долю их в Россию, после белорусских тракторов, осуществляют китайские производители. Если в 2020 году в Россию было поставлено тракторов с мощностью двигателя от 50 до 176 л.с. и выше — 810 ед., то в 2022 — 7272 ед. [2, 11] Первыми сельскохозяйственными тракторами, представленными на рынке России, были Zoomlion, затем YTO и LOVOL, в 2024 году — CHANGFA и HANWO. Тракторы, поставляемые из Китая, практически соответствуют модельному ряду белорусских тракторов. Трактору Беларус 923 — Zoomlion RN904, YTO-X904, LOVOL TD904; Беларус 1025 — Zoomlion RN1104, YTO-X1104, LOVOL TD1104; Беларус 1523 — Zoomlion RS1604, YTO-ELG1604, LOVOL TR1504. Авторами проведены исследования по определению и сравнению эксплуатационных свойств тракторов семейства Беларус и китайского производства. [4–7]

Изучили эксплуатационные свойства тракторов CHANGFA и HANWO и осуществили сравнительный анализ с аналогичными белорусскими и тракторами других китайских производителей. Расчеты провели для тракторов CHANGFA CFF 904B, HANWO TD 904, сравнительный анализ с трактором Беларус 923.3, Zoomlion RN904 и другими тракторами китайского производства (табл. 6).

 

Таблица 6. Технические характеристики тракторов

Марка

Эксплуатационная масса, кг

Номинальная мощность двигателя, л.с.

Энергонасыщенность, кВт/кН

Суммарное количество балластных грузов, кг

Диапазон скоростей, км/ч

CFF 904B

4130

90

1,63

760

2,67…36,01

HANWO

TD 904

4200

90

1,61

480

2,43…36,4

Беларус 923

4700

95

1,52

450

2,7…38,4

RN904

4350

89,7

1,55

540

1,58…33,69

YTO-X904

4400

89,9

1,53

570

2,21…37,55

LOVOL TD904

4155

90

1,63

835

1,5…32,2*

2,2…33,3**

Примечание. * – для коробки перемены передач 16F, ** – 8F.

 

Чтобы оценить эксплуатационные свойства тракторов, определим производительность МТА, удельный расход топлива. Для формирования тяговых свойств тракторов необходим заводской комплект балластных грузов. Предлагаем различные варианты балластирования с учетом энергонасыщенности, оптимального распределения эксплуатационной массы между осями с точки зрения управляемости трактора. В соответствии с вариантом балластирования устанавливаем эксплуатационные свойства, применяя индексный метод, находим оптимальный вариант догрузки трактора балластными грузами.

Трактор CFF 904B. Для балластирования можно использовать передние противовесы — десять грузов по 40 кг, задние — до четырех грузов по 45 кг на колесо.

Варианты балластирования: 1 — без груза; 2 — по два груза на задние колеса; 3 — два передних груза + по два на задние колеса; 4 — четыре передних груза + по два на задние колеса; 5 — четыре передних груза + по четыре на задние колеса; 6 — шесть передних грузов + по четыре на задние колеса; 7 — восемь передних грузов + по четыре на задние колеса; 8 — десять передних грузов + по четыре на задние колеса.

Тяговые усилия при различных вариантах догрузки балластными грузами представлены в таблице 7.

 

Таблица 7. Номинальные тяговые усилия трактора CFF 904 B при различных вариантах догрузки

Вариант

Передняя ось

Задняя ось

Эксплуатационный вес, кг

Энергонасыщенность, кВт/кН

Номинальное тяговое усилие, кН

кг

%

кг

%

1

1890

46

2240

54

4130

1,63

15,9

2

1890

43,8

2420

56,2

4310

1,56

16,6

3

1970

44,9

2420

55,1

4390

1,54

16,9

4

2050

45,9

2420

54,1

4470

1,51

17,2

5

2050

44,1

2600

55,9

4650

1,45

17,9

6

2130

45

2600

55

4730

1,43

18,2

7

2210

45,9

2600

54,1

4810

1,4

18,5

8*

2290

46,8

2600

53,2

4890

1,38

18,8

Примечание. * – желательно применять сельскохозяйственную машину с увеличенной эксплуатационной массой для снижения нагрузки на переднюю ось.

 

Используя диапазон рабочих передач рассчитаем тяговые усилия на различных передачах с учетом варианта балластирования (табл. 8).

 

Таблица 8. Тяговые усилия трактора CFF 904 B на различных передачах

Рабочая скорость, км/ч

Тяговые усилия (кН) при различных вариантах догрузки

1

2

3

4

5

6

7

8

6,68

13,6

14,2

14,5

14,8

15,3

15,6

15,9

16,1

4,59

15,9

16,6

16,9

17,2

17,9

18,2

18,5

18,8

7,12

13,2

13,7

14,0

14,2

14,8

15,1

15,3

15,55

8,97

11,2

11,7

11,9

12,1

12,55

12,8

13,0

13,2

15,3

4,31

4,53

4,61

4,69

4,83

4,96

5,09

5,23

10,9

9,07

9,49

9,66

9,83

10,2

10,4

10,6

10,7

 

Чтобы оценить влияние балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА) и расход топлива произведем расчеты по формированию МТА для выполнения технологической операции «культивация».

Исходные данные: удельное сопротивление — 1,7 кН/м, коэффициент сопротивления перекатыванию — 0,15, запас тягового усилия — 7,5%. Выбираем более высокие скорости, в соответствии с агротехническими требованиями.

Тяговое сопротивление агрегата определяется по формуле:

Ra = Rм + Rf, (4)

где Rм — тяговое сопротивление, кН; Rf — сопротивление перекатыванию, кН.

Часовая производительность:

WЧ = еВРVР = е ξВ ξV τВаVТ, (5)

где е — коэффициент, учитывающий единицы измерения скорости движения агрегата, е = 0,1; ВР — рабочая ширина захвата агрегата, м; ВР = ξВ Ва, где ξВ — коэффициент использования ширины захвата учитывающий отличие рабочей ширины захвата от конструктивной, ξВ= ВРВа (при поверхностной обработке ξВ = 0,95…0,96); VР — рабочая скорость движения агрегата; VР = ξV VT, где ξV — коэффициент использования скорости, ξV= VРVT. ξV = 0,77 для тракторов кл. 1,4…2 тс.; τ — коэффициент использования времени смены, τ= TРTСМ (при хорошей организации труда и нормальных условиях эксплуатации τ = 0,7…0,8).

Расход топлива:

gГА=GT.P+GT.П+GТ.ПЕР+GТ.ХДWЧ, (6)

где GT.P, GT.П, GT.ПЕР, GТ.ХД — средние часовые расходы топлива в течение смены, кг/ч при выполнении основной (чистая) работы, холостых ходов на поворотах, переездах и во время холостой работы двигателя (остановки агрегата с работающим двигателем). Средние часовые расходы топлива принимаются по справочным данным или рассчитываются через удельный расход топлива на 1 эф. л.с. и степень загрузки двигателя.

Для культиватора КПС-5

Ra = 5 × 1,7 + 0,15 × 12,6 = 8,5 + 1,89 = 10,39 кн.,

КПС-6 — Ra = 6 × 1,7 + 0,15 × 13,6 = 10,2 + 2,04 = 12,24 кн.

Варианты для культиватора КПС-5. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче II3 (8,97 км/ч):

  1. — 11,2 кН

WЧ = 0,1 × 0,955 × 5 × 0,77 × 8,97 × 0,75 = 2,47 га/ч

gГА=9,2×0,75+5×0,252,47=6,9+1,252,47=3,3 кг/га

  1. — 11,7 кН

WЧ = 0,1 × 0,955 × 5 × 0,77 × 8,97 × 0,75 = 2,47 га/ч

gГА=9,6×0,75+5,22×0,252,47=7,2+1,32,47=3,44 кг/га

  1. — 11,9 кН

WЧ = 0,1 × 0,955 × 5 × 0,77 × 8,97 × 0,75 = 2,47 га/ч

gГА=9,78×0,75+5,31×0,252,47=7,33+1,332,47=3,51 кг/га

  1. — 12,1 кН

WЧ = 0,1 × 0,955 × 5 × 0,77 × 8,97 × 0,75 = 2,47 га/ч

gГА=9,96×0,75+5,41×0,252,47=7,47+1,352,47=3,57 кг/га

  1. — 12,55 кН

WЧ = 0,1 × 0,955 × 5 × 0,77 × 8,97 × 0,75 = 2,47 га/ч

gГА=10,4×0,75+5,63×0,252,47=7,8+1,412,47=3,73 кг/га

  1. — 12,8 кН

WЧ = 0,1 × 0,955 × 5 × 0,77 × 8,97 × 0,75 = 2,47 га/ч

gГА=10,5×0,75+5,73×0,252,47=7,87+1,432,47=3,76 кг/га

  1. — 13 кН

WЧ = 0,1 × 0,955 × 5 × 0,77 × 8,97 × 0,75 = 2,47 га/ч

gГА=10,7×0,75+5,82×0,252,47=8,02+1,452,47=3,83 кг/га

  1. Для культиватора КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию на передаче II3 (8,97 км/ч) — 13,2 кН, с его запасом.

WЧ = 0,1 × 0,955 × 6 × 0,77 × 8,97 × 0,75 = 2,97 га/ч

gГА=10,9×0,75+5,92×0,252,97=8,17+1,482,97=3,25кг/га.

Результаты расчетов влияния балластирования на производительность машинно-тракторного агрегата (МТА) и расход топлива представлены в таблице 9.

 

Таблица 9. Влияние балластирования на производительность МТА и расход топлива у агрегата в составе с трактором CFF 904 B

Вариант

Марка СХМ

Часовая производительность, га/ч

Удельный расход топлива, кг/га

1

  

3,3

2

  

3,44

3

  

3,51

4

КПС-5

2,47

3,57

5

  

3,73

6

  

3,76

7

  

3,83

8

КПС-6

2,97

3,25

 

Используя индексный метод, взяв за базисный 1 вариант, определяем оптимальную догрузку балластными грузами трактора CFF 904 B.

1 вариант. (1 + 1 = 2 балла); 2. (1 + 0,96 = 1,96); 3. (1 + 0,94 = 1,94); 4. (1 + 0,92 = 1,92); 5. (1 + 0,88 = 1,88); 6. (1 + 0,88 = 1,88); 7. (1 + 0,86 = 1,86); 8. (1,2 + 1,01 = 2,21 балла) — оптимальный вариант догрузки.

Трактор TD 904. Для балластирования можно использовать передние противовесы — 11 грузов по 28 кг, задние — два груза по 43 кг на колесо.

Всего шесть вариантов: от «без балластных грузов» до «11 передних балластных грузов + по два балластных груза на задние колеса». В результате энергонасыщенность снизилась с 1,61 до 1,44 кВт/кН, номинальное тяговое усилие увеличилось с 16,15 до 18,00 кН, то есть на 11,4%.

Для культиватора КПС-4:

Ra = 4 × 1,7 + 0,15 × 7,96 = 6,8 + 1,19 = 7,99 кН

  1. Для культиватора КПС-4. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию в диапазоне «В», на четвертой передаче (13,3 км/ч) с тяговым усилием 9,23 кН, с его запасом.

WЧ = 0,1 × 0,955 × 4 × 0,77 × 13,3 × 0,75 = 2,93 га/ч

gГА=9,2×0,75+5×0,252,93=6,9+1,252,93=2,78 кг/га

  1. Для культиватора КПС-5. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию в диапазоне «В», на третьей передаче (10,8 км/ч) с тяговым усилием 11,4 кН, с его запасом.

WЧ = 0,1 × 0,955 × 5 × 0,77 × 10,8 × 0,75 = 2,98 га/ч

gГА=9,38×0,75+5,1×0,252,98=7,03+1,272,98=2,78 кг/га

  1. Оптимальный вариант догрузки для культиватора КПС-6. Тяговое сопротивление соответствует тяговому усилию в диапазоне «С», на второй передаче (9,55 км/ч) с тяговым усилием 13,3 кН, с его запасом.

WЧ = 0,1 × 0,955 × 6 × 0,77 × 9,55 × 0,75 = 3,14 га/ч

gГА=10,1×0,75+5,5×0,253,14=7,57+1,373,14=2,85 кг/га

Приводим сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов (табл.10).

 

Таблица 10. Сравнительный анализ тракторов

Марка

Эксплуатационная масса, кг

Мощность двигателя, кВт

Марка культиватора

Производительность агрегата, га/ч

Удельный расход топлива, кг/га

CFF 904B

4130

66,2

КПС-6

2,97

3,25

TD 904

4200

66,2

КПС-6

3,14

2,85

Беларус 923.3

4775

70

КПС-6

4,33

3,28

Zoomlion RN 904

4350

66

КПС-6

3,41

2,6

YTO-X904

4400

66,2

КПС-6

3,33

2,74

LOVOL TD904 (16F)

4155

66,2

КПС-5

КПС-6

3,09

3,18

2,87

2,95

LOVOL TD904 (8F)

4155

66,2

КПС-4

3,29

2,61

 

Используя индексный метод, определим трактор с наилучшими эксплуатационными свойствами. Базисный машинно-тракторный агрегат — в составе CFF 904 B + КПС-6.

CFF 904 B + КПС-6 — 1 + 1 = 2 балла;

TD 904 + КПС-6 — 1,06 + 1,14 = 2,2;

Беларус 923.3 + КПС-6 — 1,46 + 0,99 = 2,45;

Zoomlion RN 904 + КПС-6 — 1,15 + 1,25 = 2,4;

YTO-X904 + КПС-6 — 1,12 + 1,19 = 2,31;

LOVOL TD904 (16F) + КПС-5 — 1,04 + 1,13 = 2,17;

LOVOL TD904 (16F) + КПС-6 — 1,07 + 1,1 = 2,17;

LOVOL TD904 (8F) + КПС-4 — 1,11 + 1,24 = 2,35 балла.

По расчетам установили рейтинговые места МТА:

  1. Беларус 923.3 + КПС-6;
  2. Zoomlion RN 904 + КПС-6;
  3. LOVOL TD904 (8F) + КПС-4;
  4. YTO-X904 + КПС-6;
  5. TD 904 + КПС-6;
  6. LOVOL TD904 (16F);
  7. CFF 904B + КПС-6.

У тракторов китайского производства практически одинаковые производительность (2,97…3,41 га/ч) и расход топлива, кроме CFF 904 B (2,6…2,95 кг/га), но по другим эксплуатационным свойствам они уступают трактору Беларус 923.3. У тракторов Zoomlion RN 904, LOVOL TD904 с восьмиступенчатой коробкой перемены передач эксплуатационные свойства достаточно высокие. Все представленные тракторы китайского производства, за исключением CFF 904B, превосходят тракторы Беларус всех модификаций.

Выводы. За последние десять лет кардинально изменился российский рынок СХТ. Увеличивается количество тракторов с мощностью двигателя 100 л.с. и выше, изменяется структура прицепной СХТ, посевных агрегатов.

В сложившейся международной ситуации на рынок сельскохозяйственной техники России активно внедряется Китай, практически со всеми видами СХТ, и Индия с импортом тракторов. Проведенные исследования по оценке эксплуатационных свойств тракторов китайского производства говорят о том, что они составят достойную конкуренцию тракторам Беларус.

×

Об авторах

Григорий Александрович Иовлев

Уральский государственный аграрный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: gri-iovlev@yandex.ru

кандидат экономических наук

Россия, г. Екатеринбург

Татьяна Борисовна Попова

Уральский государственный аграрный университет

Email: gri-iovlev@yandex.ru

кандидат физико-математических наук

Россия, г. Екатеринбург

Ирина Игоревна Голдина

Уральский государственный аграрный университет

Email: gri-iovlev@yandex.ru
Россия, г. Екатеринбург

Анатолий Георгиевич Несговоров

Уральский государственный аграрный университет

Email: gri-iovlev@yandex.ru
Россия, г. Екатеринбург

Список литературы

  1. Бурак П.И., Голубев И.Г., Федоренко В.Ф. и др. Состояние и перспективы обновления парка сельскохозяйственной техники: науч. аналит. обзор. М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. 152 с.
  2. Внешняя торговля России. [Электронный ресурс]. URL: https://statexim.ru/statistic/all/oborot/202001-202012/world/RU/ Дата обращения 20.03.2024.
  3. Дефицитный трактор. Как Россия восстанавливает утраченные позиции на мировом рынке сельскохозяйственного машиностроения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sonar2050.org/storage/files/Доклады/Лизан/Дефицитный%20трактор%20доклад.pdf?ysclid=ltquahnn11757298628 Дата обращения 14.03.2024.
  4. Иовлев Г.А. Эксплуатационные свойства сельскохозяйственных тракторов — выбор за вами // Агропродовольственная политика России. 2023. № 1. С. 2–10.
  5. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Исследование эксплуатационных свойств тракторов отечественного и китайского производства // Экономика сельского хозяйства России. 2022. № 10. С. 93–100.
  6. Иовлев Г.А., Голдина И.И. Сравнительный анализ эксплуатационных свойств тракторов белорусско-российского и китайского производства// Системы. Методы. Технологии. 2022. № 3 (55). С. 16-24.
  7. Иовлев Г.А., Побединский В.В., Голдина И.И. Сравнение эксплуатационных свойств китайских тракторов ZOOMLION и YTO // Сельскохозяйственные машины и технологии. 2022. Т. 16. № 4. С. 74–82
  8. Итоги продажи тракторов и комбайнов в России, США и Канаде за 2022 год. [Электронный ресурс]. URL: https://tehnoradar.ru/blog/article/itogi-prodazh-traktorov-i-kombajnov-v-rossii-ssha?ysclid=ltths5qhsx878419608 Дата обращения 16.03.2024.
  9. Криничная Е.П. Рынок сельскохозяйственной техники в России: современное состояние и тенденции развития // Вестник аграрной науки. 2022. № 6 (99). С. 110–118. https://doi.org/10.17238/issn2587-666X.2022.6.110.
  10. Наличие сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/42339 Дата обращения 17.03.2024.
  11. Никонов А. Китайский захват. Что ждёт российский рынок тракторов в 2023 году. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/opinion/article/39990-kitayskiy-zakhvat-chto-zhdyet-rossiyskiy-rynok-traktorov-v-2023-godu/ Дата обращения 11.03.2024.
  12. Обзор рынка сельскохозяйственной техники: тренды и структура. [Электронный ресурс]. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/13354/?ysclid=ltquzj75mt356782956 Дата обращения 14.03.2024.
  13. О состоянии машинно-тракторного парка, совершенствовании работы инженерно-технических служб АПК и задачах в рамках реализации Госпрограммы на 2013-2020 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/agroline/02_Chekmarev_31_01_Итог_.pdf?ysclid=ltqv6q5jdu73462752 Дата обращения 14.03.2024.
  14. Отгрузка сельскохозяйственных тракторов и самоходных комбайнов российскими и зарубежными производителями на внутренний рынок в декабре 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rosspetsmash.ru/attachments/article/3715/Экспресс-отчет%20декабрь%202020.pdf Дата обращения 16.03.2024.
  15. Отгрузки комбайнов продолжают сокращаться. [Электронный ресурс]. URL: https://www.agroinvestor.ru/tech/news/32439-proizvodstvo-selkhoztekhniki-vyroslo-na-14/ Дата обращения 15.03.2024.
  16. Продажи российской сельхозтехники в 2018 году выросли на 3%. [Электронный ресурс]. https://www.agroinvestor.ru/tech/article/31505-prodazhi-rossiyskoy-selkhoztekhniki-v-2018/ Дата обращения 15.03.2024.
  17. Производство и отгрузка основных видов сельскохозяйственной техники в России за январь-декабрь 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.asm-holding.ru/info/news/proizvodstvo-i-otgruzka-osnovnykh-vidov-selskokhozyaystvennoy-tekhniki-v-rossii-za-yanvar-dekabr201/?ysclid=ltsvc16751646247524 Дата обращения 15.03.2024.
  18. Российская сельхозтехника 2019: внутренний рынок, экспорт, перспективы. [Электронный ресурс]. URL: https://dzen.ru/a/XlkOJGqIgBfQXqaq Дата обращения 15.03.2024.
  19. Рынок сельскохозяйственных машин. [Электронный ресурс]. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2019/12/23/1525051005/ Рынок%20сельскохозяйственных%20машин-2019.pdf?ysclid=ltqp89xvdi564007261 Дата обращения 14.03.2024.
  20. Рынок сельскохозяйственных машин: итоги и прогнозы. [Электронный ресурс]. URL: https://spec-technika.ru/2023/02/rynok-selskohozjajstvennyh-mashin-itogi-i-prognozy/?ysclid=ltmtdulps946766297 Дата обращения 11.03.2024.
  21. Рынок сельскохозяйственной техники: итоги 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://reis.zr.ru/news/rynok-selskokhozyaistvennoi-tekhniki-itogi-2023-goda/?ysclid=ltmsrz3sxw847380253 Дата обращения 11.03.2024.
  22. Рынок тракторов России, США и Канады по итогам 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://tehnoradar.ru/blog/article/rynok-traktorov-rossii-ssha-i-kanady-po-itogam-202?ysclid=lttgwif2m5999781421 Дата обращения 16.03. 2024.
  23. Сельское хозяйство в РСФСР и РФ 1950–2016 гг.: сельхозтехника (Часть 12). [Электронный ресурс]. URL: http://riskprom.ru/publ/43-1-0-414 Дата обращения 14.03.2024.
  24. Семененко К.А. Рынок сельскохозяйственной техники России в условиях стресс-факторов 2020 года // Международный научно-исследовательский журнал. № 12 (102). С. 61–63. https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.102.12.081
  25. Сельхозтехника в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Сельхозтехника_ в_России?ysclid=ltqtn4zen7830953298 Дата обращения 14.03.2024.
  26. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2017 г. № 1455-р.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Коэффициенты обновления, выбытия парка тракторов.

Скачать (62KB)
3. Рис. 2. Коэффициенты обновления, выбытия парка зерноуборочных комбайнов.

Скачать (57KB)
4. Рис. 3. Коэффициенты обновления, выбытия парка кормоуборочных комбайнов.

Скачать (68KB)

© Российская академия наук, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.