Свобода судоходства на Балтике (риски и вызовы для Российской Федерации)
- Авторы: Гудев П.А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Примакова (ИМЭМО) РАН
- Выпуск: № 7 (121) (2023)
- Страницы: 98-110
- Раздел: Статьи
- URL: https://snv63.ru/0201-7083/article/view/652176
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0201708323070082
- EDN: https://elibrary.ru/RYXQLH
- ID: 652176
Цитировать
Аннотация
Балтийское море - важный морской регион для России с точки зрения реализации интересов в области морских перевозок. Здесь расположены пункты базирования Балтийского флота. Гражданские суда и военные корабли РФ пользуются в регионе правами, в соответствии с нормами международного морского права, прежде всего Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. В работе показано, как ряд балтийских стран расширительно толкуют положения в области обеспечения национальной безопасности. Особенно это относится к военно-морской деятельности в пределах исключительных экономических зон, где должна соблюдаться свобода судоходства. Речь идет об акватории Вируского пролива как части Финского залива. Значительнео внимание в статье уделено правовому статусу Балтийских проливов. Порядок прохода через них может существенным образом отличаться в мирное время и в период международного вооруженного конфликта. Рассмотрены позиции внерегиональных стран, прежде всего США, по вопросу свободы судоходства на Балтике. Сделан вывод, что позиция Вашингтона не всегда противоречит интересам России даже в условиях противостояния.
Об авторах
Павел Андреевич Гудев
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Примакова (ИМЭМО) РАН
Email: gudev@imemo.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Анашкина И.А. (2001) Правовой режим территориального моря на примере законодательства ряда государств Балтийского и Черноморского регионов. Московский журнал международного права. № 4. С. 188-199. doi: 10.24833/0869-0049-2001-4-188-199
- Вылегжанин А.Н. (ред.) (2012) Международное право. Издательство Юрайт, Москва. 904 с.
- Дайк Й.В. (2012) Транзитный проход через международные проливы. Московский журнал международного права. № 1. С. 160-183. doi: 10.24833/0869-0049-2012-1-160-183
- Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. (2007) Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. Статут, Москва. 637 с.
- Мелков Г.М. (ред.) (2011) Международное право. РИОР, Москва. 720 с.
- Овлащенко А.В. (2008) Морская политика. Институт морского права, Санкт-Петербург. 400 с.
- Овлащенко А.В. (2012) Морской регионализм: международно-правовые аспекты институционализации. Palmarium Academic Publishing, Saarbrücken, Germany. 124 с.
- Caminos H., Cogliati-Bantz V. (2014) The Legal Regime of Straits: Contemporary Challenges and Solutions. Cambridge University Press, Cambridge, UK. 515 p. doi: 10.1017/CBO9780511777189.003
- Elferink Oude A.G. (2000). The Regime of Passage Through the Danish Straits. The International Journal of Marine and Coastal Law. No. 15(4). P. 555-566. DOI: https://doi.org/10.1163/157180800X00244
- Farrant J. (2014) Modern Maritime Neutrality Law.International Law Studies. Vol. 90. P. 198-307. URL: https://digital-commons.usnwc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1012&context=ils (дата обращения: 12.10.2023).
- Heintschel von Heinegg W. (1998) The Law of Naval Warfare and International Straits. The Law of Armed Conflict: Into the Next Millennium. Ed. by M.N. Schmitt, L.C. Green.International Law Studies. Vol. 71. Naval War College, Newport, USA. P. 263-292. URL: https://digital-commons.usnwc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1627&context=ils (дата обращения: 12.10.2023).
- Kraska J, Pedrozo R. (2013) International Maritime Security Law. Martinus Nijhoff, Leiden, Germany. 940 p. doi: 10.1163/9789004233577
- Lott A. (2017) The Estonian Straits: Exceptions to the Strait Regime of Innocent or Transit Passage. PhD Thesis. University of Tartu, Tartu, Estonia. 259 p.
- Lott A. (2018) The Estonian Straits. Exceptions to the Strait Regime of Innocent or Transit Passage. Brill. 308 p. DOI: https://doi.org/10.1163/9789004365049
- Lott A. (2022) Hybrid Threats and the Law of the Sea. Use of Force and Discriminatory Navigational Restrictions in Straits. Brill. 302 p. doi: 10.1163/9789004509368
- Pedrozo R. (2021) China's Excessive Maritime Claims.International Law Studies. Vol. 97. P. 18-26 URL: https://digital-commons.usnwc.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=2941&context=ils (дата обращения: 11.10.2023).
- Roach J.A., Smith R.W. (2012) Excessive Maritime Claims. Martinus Nijhoff Publishers, Leiden, Netherlands. 926 p. DOI: https://doi.org/10.1163/9789004217720
Дополнительные файлы
