Академическая типография в истории русского искусства и просвещения первой половины XVIII века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается время становления научной печати в России, когда в соответствии с планами Петра I в Санкт-Петербурге под эгидой только что образованной Академии наук и художеств заработала типография, которая является прямым предшественником современного Издательства «Наука». Академическая типография в первые же десятилетия своего существования стала не только одним из самых передовых предприятий того времени, но и важным образовательным центром. Ее мастера со временем налаживали работу в других типографиях как в столицах, так и по всей России. Типография была подразделением Академии наук и, выполняя свои прямые обязанности, участвовала также и в учебном процессе. Ввиду отсутствия в тогдашней России централизованного художественного образования типография и ее мастерские стали просветительским учреждением, в том числе учебным, и в этой области. В непосредственном контакте с нею работали художественные палаты, собравшие граверов, рисовальщиков, мастеров типографского дела. До учреждения в 1757 г. Академии художеств типография и связанная с ней Рисовальная палата с Рисовальной школой были важнейшими центрами художественного образования в России. Выдающуюся просветительскую роль сыграли и книги, а также периодические издания, выходившие в типографии в первой половине XVIII в., когда она была единственным в Российской империи центром научной и научно-популярной печати. В статье прослежены этапы становления традиций типографии, представлены ее первые проекты. Автор приходит к выводу, что именно в Академической типографии и в тех начинаниях Академии наук, в которых типография принимала активное участие, закладывались основы отечественной системы светского просвещения.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Н. Н. Федосеенков

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Издательство “Наука”»

Автор, ответственный за переписку.
Email: nf@naukapublishers.ru
ORCID iD: 0009-0004-2101-7247

директор, член Российского исторического общества

Россия, Москва

Список литературы

  1. Академическая типография. 1728–1928. Л., 1928.
  2. Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990.
  3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
  4. Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии наук XVIII века. М.; Л., 1946.
  5. Дунаева Н.Ю. Из истории обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России // Традиционное прикладное искусство и образование. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-obucheniya-risunku-hudozhnikov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-v-rossii (дата обращения: 15.11.2023).
  6. История Академии наук СССР. Т. 1. М.; Л., 1958.
  7. Копелевич Ю.Х. Основание Петербургской академии наук. Л., 1947.
  8. Лютов С.А. Военное книгоиздание в России при Петре I // Военно-исторический журнал. 2007. № 5. С. 63–66.
  9. Миллер А.П. Быт иностранных художников в России. Л., 1927.
  10. Пекарский П.П. История Императорской академии наук в Петербурге. Т. 1. СПб., 1870.
  11. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: из истории русской художественной школы XVIII – первой половины XIX века. М., 1983.
  12. Сидоров А.А. Древнерусская гравюра. М., 1951.
  13. Стецевич Е.С. Петербургская академия и становление художественного образования в России. (Рисовальная палата, 1724– 1766 гг.): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2001.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2024