Академическая типография в истории русского искусства и просвещения первой половины XVIII века
- Авторы: Федосеенков Н.Н.1
-
Учреждения:
- Федеральное государственное бюджетное учреждение «Издательство “Наука”»
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 32-39
- Раздел: Новое время
- URL: https://snv63.ru/0130-3864/article/view/671879
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0130386424010036
- ID: 671879
Цитировать
Аннотация
В статье рассматривается время становления научной печати в России, когда в соответствии с планами Петра I в Санкт-Петербурге под эгидой только что образованной Академии наук и художеств заработала типография, которая является прямым предшественником современного Издательства «Наука». Академическая типография в первые же десятилетия своего существования стала не только одним из самых передовых предприятий того времени, но и важным образовательным центром. Ее мастера со временем налаживали работу в других типографиях как в столицах, так и по всей России. Типография была подразделением Академии наук и, выполняя свои прямые обязанности, участвовала также и в учебном процессе. Ввиду отсутствия в тогдашней России централизованного художественного образования типография и ее мастерские стали просветительским учреждением, в том числе учебным, и в этой области. В непосредственном контакте с нею работали художественные палаты, собравшие граверов, рисовальщиков, мастеров типографского дела. До учреждения в 1757 г. Академии художеств типография и связанная с ней Рисовальная палата с Рисовальной школой были важнейшими центрами художественного образования в России. Выдающуюся просветительскую роль сыграли и книги, а также периодические издания, выходившие в типографии в первой половине XVIII в., когда она была единственным в Российской империи центром научной и научно-популярной печати. В статье прослежены этапы становления традиций типографии, представлены ее первые проекты. Автор приходит к выводу, что именно в Академической типографии и в тех начинаниях Академии наук, в которых типография принимала активное участие, закладывались основы отечественной системы светского просвещения.
Полный текст

Об авторах
Н. Н. Федосеенков
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Издательство “Наука”»
Автор, ответственный за переписку.
Email: nf@naukapublishers.ru
ORCID iD: 0009-0004-2101-7247
директор, член Российского исторического общества
Россия, МоскваСписок литературы
- Академическая типография. 1728–1928. Л., 1928.
- Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990.
- Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
- Гнучева В.Ф. Географический департамент Академии наук XVIII века. М.; Л., 1946.
- Дунаева Н.Ю. Из истории обучения рисунку художников декоративно-прикладного искусства в России // Традиционное прикладное искусство и образование. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-obucheniya-risunku-hudozhnikov-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-v-rossii (дата обращения: 15.11.2023).
- История Академии наук СССР. Т. 1. М.; Л., 1958.
- Копелевич Ю.Х. Основание Петербургской академии наук. Л., 1947.
- Лютов С.А. Военное книгоиздание в России при Петре I // Военно-исторический журнал. 2007. № 5. С. 63–66.
- Миллер А.П. Быт иностранных художников в России. Л., 1927.
- Пекарский П.П. История Императорской академии наук в Петербурге. Т. 1. СПб., 1870.
- Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств: из истории русской художественной школы XVIII – первой половины XIX века. М., 1983.
- Сидоров А.А. Древнерусская гравюра. М., 1951.
- Стецевич Е.С. Петербургская академия и становление художественного образования в России. (Рисовальная палата, 1724– 1766 гг.): дис. … канд. ист. наук. СПб., 2001.
Дополнительные файлы
