DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES IN STUDENTS DURING ACADEMIC CLASSES IN PHYSICAL CULTURE THROUGH INNOVATIVE METHODS


Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the level of physical abilities of students from Omsk State Technical University. Taking into consideration the professional orientation and priority development of speed-strength qualities in students, the authors developed a methodology for constructing academic studies with the help of innovative means of training. The author's method proposes special training sessions focused on strength and speed. With the consequent alternation of special microcycles of concentrated training and with the use of innovative means, the level of development of physical qualities, which is necessary for passing control tests and standards, remains high. The authors have analyzed the results of control tests and standards at the beginning and at the end of the pedagogical experiment. The study revealed that the author's method of constructing academic studies using innovative means of preparation for successful professional activity contributes to harmonious development, as well as to the increase in physical abilities in OmSTU students.

Full Text

Дисциплина «Физическая культура» является средством становления всестороннего гармоничного развития личности студентов. На настоящем этапе государственного переустройства гармоничное воспитание здорового, физически крепкого молодого поколения является приоритетным направлением социальной политики России. Высшее образование призвано обеспечить все сферы жизни общества высококвалифицированными, конкурентоспособными, творческими кадрами, способными ускорить инновационное развитие страны. Исследователи указывают на необходимость модернизации высшей профессиональной школы, которая рассматривается не только как производитель образовательных и иных услуг, но и как творческая среда (Орленко и др. 2015: 176-179). Образовательное пространство необходимо организовывать таким образом, чтобы все в совокупности способствовало гармоничной и продуктивной реализации студентов на основе единства и взаимосвязи двигательного и интеллектуального потенциала в процессе профессионального обучения (Иванова 2012: 207-209; Артеменков 2015: 24). Анализ литературных данных показал, что в результате исследования эффективности традиционной системы физического воспитания выявлен недостаточный уровень физической подготовленности студенческой молодежи (Колокольцев, Абрумянц 2013: 338-345; Коновалова и др. 2013: 349-353; Хорькова 2011: 24). Согласно проведенным исследованиям большую озабоченность вызывает состояние студенческой молодежи технических специальностей (Филимонова и др. 2015: 246), поэтому возникает необходимость максимально использовать на академических занятиях нетрадиционные средства для развития всех физических качеств студентов. Проведенный анализ динамики функционального состояния и физической подготовленности юношей-студентов технического вуза в скоростно-силовых упражнениях, по мнению некоторых авторов (Королев, Бардушкин 2011: 58-62), показывает, что от года к году наблюдается все большее количество совершенно не подготовленных физически студентов. В настоящее время получило признание использование нетрадиционных средств на академических занятиях физической культурой, направленных на усиление потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью в системе образования (Шавырина 2011: 24; Викторов и др. 2015: 161-165). Одним из таких средств является лестница скорости и координации, предназначенная для повышения скоростно-силовых качеств у студентов. Мы согласны с мнением авторов (Богатовой 2011: 287; Гонтарь 2012: 26), что подготовить студентов к выполнению программных требований по физической культуре можно только путем проведения целенаправленных занятий, где основное внимание следует уделить воспитанию силы, скорости. Исследователи (Kostek и др. 2007: 18-23) отмечают, что сила способствует значительному ускорению движений. У занимающихся студентов различный уровень природной силы. Совершенствование скоростно-силовых качеств зависит от особенностей учебного процесса (Hucklekemkes 2003: 34-38), который должен способствовать развитию взрывной силы. В связи с этим разработана авторская методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки и последовательной их сменой в каждом семестре. В нашем случае это постоянное использование лестницы скорости и координации на специальных учебных занятиях преимущественной направленности на силу и скорость для повышения эмоциональности и интенсивности занятий. Годичный цикл состоит из двух полугодичных циклов - академических занятий первого и второго семестров. Основой учебной деятельности студентов, занимающихся по направлению «легкая атлетика», является микроцикл, представленный неделей с двухразовыми занятиями в течение 90 минут, что обусловлено режимом учебной деятельности, лимитирующим количество занятий в неделю, и относительно стандартной величиной интервалов между занятиями. В каждом семестре после выполнения работы общего характера (развитие общей выносливости, общей физической и технической подготовленности) в течение двух месяцев вводится по 6 специальных занятий силового и скоростного направления, в которых основная работа преимущественной направленности постоянно сочетается с выполнением упражнений данных направлений на лестнице скорости и координации. Специальным занятиям на силу целесообразно отводить 3 микроцикла, причем нагрузку снижать в последнем микроцикле, на последних двух занятиях; специальным тренировочным занятиям на скорость целесообразно отводить 3 микроцикла. При разработке авторской методики учитывалось мнение J. Verkchoshanskij (Verkhoshansky 2007: 34-35), М. Costa (Costa и др. 2012: 449-458), утверждающих, что выполнение работы с определенной интенсивностью длительное время обеспечивают три различных энергетических системы: высокую интенсивность обеспечивает алактатная и гликолитическая система, а длительную работу с низкой интенсивностью - аэробная. Многократное применение нагрузок в авторской методике построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки преимущественной направленности на силу и скорость за счет креатинфосфатного пути ресинтеза АТФ положительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств у студентов. При последовательном чередовании специальных микроциклов концентрированного тренировочного воздействия разной преимущественной направленности с использованием нетрадиционных средств подготовки сохраняется высокий уровень развития физических качеств (табл. 1). Таблица 1 Примерное построение микроциклов силовой и скоростной направленности МКЦ Дни МКЦ Содержание работы силового характера основной части учебного занятия / Интенсивность (механизм энергообеспечения) Содержание работы скоростного характера основной части учебного занятия / Интенсивность (механизм энергообеспечения) I семестр II семестр I семестр II семестр 1. 1 0,6 т Выполняется 2 серии по 6-7 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,8 т Выполняется 2 серии по 7-8 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,12 км Бег 4х30 м через 3 мин / 90-100% 0,15 км Бег 5х30 м через 1,5 мин / 90-100% лестница Ankle Skips (4 повторения) Прыжки с высоким подниманием колен (4 повторения) Бег с высоким подниманием колен (4 повторения) Бег с высоким подниманием колен (4 повторения) 2 0,4 т Выполняется 2 серии по 4-5 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,6 т Выполняется 2 серии по 5-6 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,12 км Бег 2х60 м через 3 мин / 90-100% 0,18 км Бег 3х60 м через 1,5 мин / 90-100% лестница Боковые прыжки с поворотом (4 повторения) Широкие прыжки (4 повторения) Бег приставными шагами (4 повторения) Бег приставными шагами (4 повторения) 2. 3 0,6 т Выполняется 2 серии по 6-7 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,8 т Выполняется 2 серии по 7-8 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,18 км Бег 3х60 м через 3 мин / 90-100% 0,24 км Бег 4х60 м через 1,5 мин / 90-100% лестница Быстрые прыжки (4 повторения) 2 внутри, 2 снаружи (4 повторения) Бег вбок с высоким подниманием колен (4 повторения) Бег вбок с высоким подниманием колен (4 повторения) Окончание Таблица 1 4 0,4 т Выполняется 2 серии по 4-5 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,6 т Выполняется 2 серии по 5-6 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,2 км Бег 4х50 м через 3 мин / 90-100% 0,25 км Бег 5х50 м через 1,5 мин / 90-100% лестница Кроличьи прыжки (4 повторения) Прыжки на одной ноге (4 повторения) Бег (4 повторения) Бег (4 повторения) 3. 5 0,1 т Выполняется 2 серии по 2 упражнения с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,3 т Выполняется 2 серии по 5-6 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,12 км Бег 2х60 м через 3 мин / 90-100% 0,18 км Бег 3х60 м через 1,5 мин / 90-100% лестница Hop Scotch (4 повторения) Лыжные прыжки (4 повторения) Бег (4 повторения) Бег (4 повторения) 6 0,1 т Выполняется 2 серии по 2 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,3 т Выполняется 2 серии по 5-6 упражнений с небольшим отягощением (3-5 кг) в быстром темпе. Продолжительность 30 с (10 повторений), отдых 30 с, между сериями до 3 мин / 70-80% 0,1 км Бег 2х50 м через 3 мин / 90-100% 0,15 км Бег 3х50 м через 1,5 мин / 90-100% лестница Зигзаги (4 повторения) Hop Scotch (4 повторения) Бег (4 повторения) Бег (4 повторения) Целью настоящего исследования является выявление эффективности построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки для успешной сдачи контрольных нормативов. Задачи: 1. Провести анализ физической подготовленности студентов-первокурсников (юношей) ОмГТУ. 2. Проанализировать влияние авторской методики построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки на результативность сдачи контрольных нормативов. Организация исследования. Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогические тестирования для определения физической подготовленности. В исследовании были использованы методы математической статистики. Темпы прироста результатов внутри групп в процентном отношении рассчитывались по формуле С. Броди. При определении достоверности результатов применяли G-критерий знаков с помощью табличного процессора MS Excel. Исследование проводилось на базе Омского государственного технического университета в период с сентября 2015 г. (I период исследования) по май 2015 г. (II период исследования). Для наблюдения было выделено 50 студентов-юношей, из них 25 человек - экспериментальная группа (ЭГ) и 25 человек - контрольная группа (КГ). В ЭГ занятия проводились по разработанной нами авторской методике построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки, КГ занималась по традиционной методике. Результаты исследования и их обсуждение. На начало исследования в контрольной и экспериментальной группах необходимо было выявить исходный уровень развития физических качеств у исследуемых студентов. Следует отметить, что проведенное до начала эксперимента тестирование не выявило достоверных различий между студентами ЭГ и КГ по всем двигательным качествам, т. е. обе группы имели одинаковый уровень физической подготовленности (табл. 2). Во время педагогического эксперимента была выявлена динамика показателей физической подготовленности студентов в ЭГ и КГ (табл. 2). Таблица 2 Динамика показателей физической подготовленности студентов в течение педагогического эксперимента Исследуемые качества Тесты (ед. измер.) Периоды исследования ЭГ (n=25) КГ (n=25) Достоверность различий ЭГ/КГ Темпы прироста (%) Скоростные Бег 100 м, с I 14,50±0,05 14,71±0,19 >0,05 II 13,33±0,11 14,60±0,19 <0,05 Темпы прироста I/II 8,5* 0,8* Общая выносливость Бег 3 000 м, мин, с I 13,46±0,12 14,23±0,24 >0,05 II 13,21±0,16 14,23±0,28 <0,05 Темпы прироста I/II 2* 0,1 Силовая выносливость Подтягивание на перекладине, кол-во раз I 11,52±0,57 11,52±0,42 >0,05 II 13,24±0,66 11,60±0,46 <0,05 Темпы прироста I/II 14,1* 0,5* Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см I 233,04±4,26 232,16±3,72 >0,05 II 250,48±3,32 235,48±4,24 <0,05 Темпы прироста I/II 7,4* 1,3* Гибкость Наклон вперед, см I 4,12±0,36 3,96±0,37 >0,05 II 5,68±0,53 4,48±0,32 >0,05 Темпы прироста I/II 32,6* 21* Координация Челночный бег 3x10 м, с I 7,53±0,09 7,62±0,15 >0,05 II 7,43±0,07 7,54±0,14 >0,05 Темпы прироста I/II 1,3* 1* Примечание: * - различия темпов прироста статистически достоверны при р<0,05. Анализируя данные таблицы 1, можно отметить, что в ходе оказанного педагогического воздействия в ЭГ произошло достоверное улучшение всех исследуемых показателей, в отличие от КГ. Прирост показателей можно объяснить включением нетрадиционных средств подготовки в учебный процесс студентов технического вуза. Таким образом, методика построения академических занятий с использованием нетрадиционных средств подготовки в организации учебного процесса по дисциплине «физическая культура» способствует повышению уровня скоростно-силовых качеств и физической подготовленности в целом. Заключение. Свидетельством эффективности методики являются темпы прироста результатов физической подготовленности экспериментальной группы. Выявленные положительные приросты по физической подготовленности подтверждают правомерность включения нетрадиционных средств подготовки в учебный процесс студентов технического вуза. Повышение уровня развития скоростно-силовых качеств обеспечивает прочную основу для развития функциональных возможностей студентов.
×

About the authors

O. G. Kovalchuk

Omsk State Technical University

Associate Professor at the Department of Physical Education and Sports

L. G. Kostikova

Omsk State Technical University

Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Sports

References

  1. Артеменков А. А. 2015. Концепция оптимизации функционального состояния и повышения адаптационных возможностей человека: Автореф. дис.. д-ра биол. наук. Череповец.
  2. Богатова И. И. 2011. Физическая подготовка студентов в условиях вуза // Лебединский В.Д. (ред.). Восток - Россия - Запад. Современные проблемы и инновационные технологии в развитии физической культуры и спорта: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 13-14 сентября 2011 г.). Иркутск: Изд-во «Аспринт». Т. 2, 8-11.
  3. Викторов Д. В., Смирнова Л. В., Целищева Е. И. 2015. Физическая культура как компонент физкультурного образования // Гурьев С.В. (ред.). Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Материалы IV международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 162-166.
  4. Гонтарь О. П. 2012. Развитие физической культуры личности студента технического вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул.
  5. Иванова В. В. 2012. Формирование умственной работоспособности студентов технического вуза в процессе профессиональной подготовки // Омский научный вестник 1, 207-209.
  6. Колокольцев М. М., Абрумянц Р. А. 2013. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов технического вуза в условиях поликультурной образовательной среды // Драндрова Г.Л. (ред.). Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Сб. научных статей. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. Вып. 4, 338-345.
  7. Коновалова Л. В., Горлова Л. А., Россошанская Н. С. 2013. Использование новых технологий для улучшения физической подготовленности и физической работоспособности студентов // Драндрова Г.Л. (ред.). Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Сб. научных статей. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. Вып. 4, 349-353.
  8. Королев В. Г., Бардушкин В. В. 2011. Физическая подготовленность студентов-юношей младших курсов и ее динамика в процессе обучения в техническом университете // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 1, 58-62.
  9. Орленко Н. А., Оргеева С. В., Старостина Е. В. 2015. Концепция образовательной деятельности вуза в условиях модернизации высшего профессионального образования // Гурьев С.В. (ред.). Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: Материалы IV международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 27 февраля 2015 г.). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 176-179.
  10. Филимонова С. И., Виленский М. Я., Новикова Е. Ю. 2015. О физическом состоянии студентов, в том числе допризывной молодежи // Социально-педагогические аспекты физического воспитания молодежи: Сб. научных трудов III Международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 г.). Ульяновск: УлГТУ, 246-256.
  11. Хорькова А. С. 2011. Развитие силовых способностей у студенток с использованием модульной технологии в процессе физического воспитания: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва.
  12. Шавырина С. В. 2011. Методика физического воспитания на основе учета индивидуально-типологических особенностей темперамента студенток вуза: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Тула.
  13. Costa M., Breitenfeld L., Silva A.J., Pereira A., Izquierdo M., Marques M.C. 2012. Genetic lnheritance Effects on Endurance and Muscle Strength // Sports Medicine 42(6), 449-458.
  14. Hücklekemkes J. 2003. Der schnelle Lauf im Lauf der Zeit // Leicht athletik training 14 (2-3), 34-38.
  15. Kostek M., Hubal M., Pescatello L. 2007. Genetic Roles in Muscle Strength // ACSM’s Health & Fitness Journal 11, 18-23.
  16. Verkchoshansky Y. 2007. The training system in middle distance running // Sport Strength Training Methodology 3 // http://www.verkhoshansky.com/LinkClick.aspx?fileticket=4jXTgyX%2FSYw%3D&tabid =80&mid=426 (2018. 21 февр.).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies