ATTITUDE OF THE PARTICIPANTS OF TEMPORARY CHILDREN’S ASSOCIATIONS TO THE COMPETITIVE SPORT ACTIVITIES


Cite item

Full Text

Abstract

This article presents a comparative analysis of the demonstration of motivation for physical training and sports, which characterizes attitude to the competitive activity of primary school age children who attend day care summer camps of various types, e.g. leisure, creative, sports or intellectual. 102 schoolchildren aged 9-11(67 girls and 35 boys) took part in the study. The following methods were used: analysis and review of scientific and methodological literature, analysis of children's recreation programs, questionnaires and methods of mathematical statistics. The results of the research indicated that the environment created in the conditions of temporary children's associations is able to influence demonstration of motivation for competitiveness and dominance in physical culture and sports activities. The highest manifestation of such motives was identified in girls who attended the camp that implemented the «Street Games» program. This program involved the development of a variety of playing techniques. Same degree of motivation was demonstrated by the young athlete-girls who attended the sports and health camp. A low level of the manifestation of the motive for competitiveness was found in girls and boys who chose a day care summer camp of leisure type. The obtained results should be taken into account when developing programs for children's recreation in the conditions of a summer camp and when including competitive events in daily schedule; when using special methods to increase the competitive activity of children in physical and sports activities. When developing a camp program, it is necessary to provide a possibility for all children to participate in sports competitions and the creation of conditions for competing not only in open struggle but with oneself as well.

Full Text

Общество всегда нуждалось в самостоятельной и активной личности, а личность - в гармоничном взаимодействии с обществом. Социальная среда, в которой существует и изменяется личность, лишь относительно стабильна и сама находится в состоянии постоянных изменений и развития. Она включает человека в новые ситуации, в новые обстоятельства жизни. Оказываясь в новой среде, человек вынужден утверждаться в своей личностной позиции. Завязываются узлы новых противоречий, усложняющих процесс становления личности. Это усугубляется изменениями, происходящими в группе, приспособиться к которым индивид может только при условии активного участия в воспроизводстве этих изменений. По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, важно учитывать объективную динамику развития не только отдельной личности, но и тех групп, в которые эта личность включена (Петровский, Ярошевский 2002: 376). Развитие личности определяется процессом развития группы, в которую она интегрирована. Сред, в которых благоприятно осуществлялось бы развитие организма со свойственными ему показателями физического, психического, социального и т. д., может быть несколько. Возможность выбора позволяет находить те средовые условия, которые способствуют более эффективной реализации и развитию имеющихся способностей. Средовой подход, по мнению Е.В. Бондаревской, меняет представление о системе воспитания как устойчивой, неизменной, жестко организованной форме воспитания и создает условия для саморазвития личности в свободно избираемых видах творческой деятельности и общении (Бондаревская 2004). Детский лагерь характеризуется как воспитательное учреждение, реализующее систему мероприятий, направленных на решение широкого спектра целей и задач, связанных с организацией процессов развития и формирования личности ребенка в сочетании с его отдыхом и оздоровлением. Основное предназначение детских лагерей - создание среды, благоприятной для оздоровления подрастающего поколения, осуществления их активного отдыха, реализации интересов и потребностей в самопроявлении и самореализации в различных сферах деятельности. Детский оздоровительный лагерь предполагает создание целого спектра временных детских объединений, позволяющих найти ту сферу приложения усилий, которая поможет удовлетворить интересы и потребности в самопроявлении, саморазвитии, самообразовании. Объединение детей отличает добровольность их включения, приоритет личной инициативы, наличие социально-творческой направленности организуемой деятельности. Пребывание детей во временных объединениях направлено на их саморегуляцию, удовлетворение интересов и потребностей в выбранной сфере, а цель педагогов - создание благоприятной для развития образовательной среды, создание условий для формирования гармонично развитой личности школьника за счет компенсации негативных средовых факторов и коррекции неблагоприятного развития обучающегося. Выбор и разработка форм деятельности детского объединения осуществляется на основе спроектированного содержания и поставленных целей и задач. Принципами реализации вариативных программ летнего отдыха, как правило, являются: интегральность, системность, гармоничность, гуманизация, сохранение и укрепление здоровья, вариативность. Интегральность проявляется в объединении потенциала образовательных учебных и внешкольных учреждений, социальных служб, муниципальных органов власти, родителей, заинтересованных людей в создании вариативных образовательных и воспитательных моделей. Системность проявляется в создании условий для развития потенциала детей и подростков, представляющих из себя целостную систему, результатом которой выступает создание системного качества дополнительного образования на основе обогащения субъектов общими ценностями. Гармоничность в реализации программ содействует удовлетворенности потребностей индивида в развитии физических и духовных сторон личности и предполагает создание как внешних, так и внутренних благоприятных условий для возможно полного проявления способностей школьника, их постоянного обогащения при реализации различных видов деятельности. Гуманизация предполагает использование таких форм, методов и средств педагогического воздействия, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности обучающегося, его саморазвитие и самореализацию. Принцип сохранения и укрепления здоровья предполагает создание здоровьесберегающей среды в лагере отдыха с организацией максимально возможных условий для воспитания культуры здоровья, формирования мотивации к здоровому образу жизни, активному включению в приобретение опыта здоровьесбережения. Вариативность предусматривает создание условий для выбора школьниками, их родителями вариантов видов деятельности с учетом интересов детей и профессиональных возможностей педагогических коллективов. Организация различных видов деятельности в условиях временного объединения детей на основе обозначенных принципов позволяет обеспечить качество образовательного и воспитательного процессов, эффективность реализуемых программ и достижение запланированных результатов. Подтверждением результативности вариативных программ отдыха в детском оздоровительном лагере является появление у детей новых качеств, формирование знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций, мотивации к осуществлению различных видов деятельности (Чернявская, Пащенко 2017). Со стороны педагога в процессе психолого-педагогического сопровождения требуется оказание ребенку помощи в выборе и включении его в деятельность тех временных объединений, в рамках которых он сможет проявить индивидуальность, что предполагает комплекс таких влияний на ребенка, которые будут способствовать развитию у него личностно и социально значимых качеств (Байбородова, Харисова 2014). Направления деятельности, предусмотренные программами лагерей отдыха (познавательное, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое, спортивно-оздоровительное, досуговое, творческое и др.), способствуют развитию познавательных, организаторских, творческих способностей, формированию ценностных ориентаций, привычек здорового образа жизни. Одними из популярных видов деятельности в условиях временного детского объединения являются игры и соревнования, позволяющие формировать у детей представление о честном соперничестве и положительную мотивацию к совместной деятельности, удовлетворять потребности детей в получении позитивных эмоций (Пащенко 2015). К ним относятся физические игры и тренинги, интеллектуально-творческие игры, сюжетно-ролевые игры, комплексные игры как форма коллективной творческой досуговой деятельности. Участие детей в данных мероприятиях требует проявления состязательности. Феномен состязательности ученые рассматривают с различных позиций. Выделяют синергетический подход, в котором состязательность рассматривается как борьба системы с образующимися в ней новыми процессами; социальный, где рассматривается социальный конфликт, представленный борьбой человека за условия своего существования; коэволюционный, рассматривающий состязательность как столкновение и взаимовлияние различных культур; психолого-педагогический, в рамках которого анализируются такие моменты состязательности, как мотивация в принятии решений, состязательность в малой социальной группе (Данилов 2007). Состязательность, по мнению В.В. Левченко, оказывает сильное и однозначное воздействие на результативность деятельности, межличностные отношения, развитие личности (Левченко 2010). В процессе состязания его субъекты более четко видят не только цели и задачи своей деятельности, но и ее результаты. Это дает возможность и оценивать полученные результаты, и корректировать собственные цели и нормы, а также совершенствовать средства и способы деятельности (Левченко, Карпов 2014). Использование механизма сравнения позволяет обнаружить различия в трудовых и творческих проявлениях взаимодействующих людей. Реализуемый в процессе обмена деятельностями и способностями потенциал состязательности тем значительнее, чем выше степень творческих и волевых усилий у участников обмена (Чекмезов 1991: 9). Состязательность может являться одним из надежных и устойчивых универсальных индикаторов социального и социально-психологического развития того или иного субъекта - группы или личности, в их взаимодействии (Левченко 2016). Мотивирующая функция состязательности основывается на сопоставлении результатов деятельности. В процессе состязательности важное значение имеет принцип сравнимости целей и результатов, поскольку для того чтобы стать мотиваторами деятельности, цели и результаты должны быть выражены в понятной и сопоставимой форме. Процесс состязательности является источником индивидуальной и групповой активности (Левченко, Карпов 2014). Состязательность как установка личности на состязание, готовность помериться силами с другими людьми в определенных видах деятельности для того, чтобы улучшить личные и коллективные достижения, рассматривается в рамках психолого-педагогического подхода изучения этого феномена, в частности, в физкультурно-спортивной деятельности (Касюлис 1977). Занятия физической культурой и спортом, в основе которых лежит легитимный статус состязательности, способствуют не только увеличению физиологических показателей тела, но и развитию полноценной личности, способной контролировать борьбу своих страстей и желаний (Данилов 2007). Среда, в которой происходит реализация физкультурно-спортивной деятельности, должна обеспечить обучающимся и педагогам возможность актуализировать свои возможности (Каменская 2005). Двигательная деятельность, рассматриваемая как системообразующий фактор физического состояния, по мнению В.А. Нестерова, в структурном виде представлена мотивацией, условиями среды обитания, в которой осуществляется развитие физического компонента, а также особенностью организации физкультурно-оздоровительной работы, процесса физического воспитания (Нестеров 1999: 12-13). При этом важно учитывать возрастные особенности контингента. В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребенка. Одними из важных становятся стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников в учебной сфере. В этом возрасте развиваются самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей, внутренний план действий (умение планировать и прогнозировать достижение определенного результата), произвольность и самоконтроль. Ребенок овладевает своим поведением, у него развиваются эстетические, моральные, нравственные чувства (Шаповаленко 2015: 169). В период 9-11 лет ребенок испытывает глубокий мотивационный кризис. Перед ним встают новые задачи, проблемы, которые он вынужден решать. Для этого ему приходится проверять себя и сравнивать с другими, адаптироваться к новым условиям обучения. Наиболее ценным мотивом, наряду с познавательными интересами, является достижение успеха, который проявляется в заинтересованности в высоком качестве результата, независимо от внешней оценки, т. е. интерес к высокому качеству выполнения работы как к самостоятельной ценности (Кулагина, Колюцкий 2011: 246). По мнению И.В. Шаповаленко, основной темой младшего школьного возраста является «трудолюбие», «вкус к работе». Дети поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасностью этого периода является появление чувства неполноценности или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников (Шаповаленко 2015: 126). Важную роль в формировании мировоззрения и жизненной позиции, морального облика, интеллектуальной и эстетической культуры, волевой устремленности и стойкости в формировании образа жизни имеет физкультурно-спортивная деятельность. В младшем школьном возрасте становится важным приобретение детьми привычки и устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, являющимися не только средствами физического, но и умственного и духовного развития личности. Соревнуясь со своими сверстниками, ребенок осваивает множество физических умений и развивает необходимые для жизни личностные качества. В соревновательных играх с правилами развиваются воля, стремление реализовать притязание на признание через физические усилия. Обогащение рефлексивного опыта ребенка в специальных соревновательных играх продвигает его в плане личностного развития и формирования позитивного отношения к себе. Соревновательные игры дают целый ряд возможностей для развития личности ребенка. В соревновании дети ориентируются на достижения сверстников. Стремление «быть как все» стимулирует физическое развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время, соревнуясь, ребенок притязает и на то, чтобы «быть лучше, чем другие». Он начинает борьбу за то, чтобы стать победителем. Стремление к победе стимулирует соревнующегося. В соревновании, вместе с тем, заложена и возможность неуспеха в сравнении с другими. Если притязание ребенка на успех в физических упражнениях не будет реализовано, это может привести его к лишению стремления к успеху (ребенок может быстро отказаться от участия в физических упражнениях и соревнованиях), либо он вопреки неудачам будет стремиться взять реванш (что может привести к срыву). По мнению В.С. Мухиной, ребенок в любом случае должен пройти путь достижения побед и преодоления неудач - он должен научиться владеть экспрессией тела, не сдаваться в достижении избранной цели в физических упражнениях, овладевать телесными действиями и наслаждаться достижениями (Мухина 1998: 297). Таким образом, актуальным является изучение влияния среды временного детского объединения, созданной в условиях летнего лагеря отдыха, на проявление состязательности в физкультурно-спортивной деятельности у детей младшего школьного возраста. Задачи исследования: изучить мотивы, характеризующие проявления состязательности - соперничества, стремления к лидерству, самосовершенствования как соревновательности с самим собой у детей, посещающих летние лагеря отдыха различной направленности. Для решения поставленных задач применялась анкета М.М. Безруких «Оценка мотивации к занятиям физической культурой». Детям предлагалось дать количественную оценку (от одного - несогласие с утверждением, до пяти - абсолютное согласие) утверждениям, характеризующим такие мотивы, как «доминирование (стремление к лидерству)», «соперничество», «самосовершенствование». Для количественного анализа полученных результатов использовался метод оценки достоверности различий по t-критерию Стьюдента. В исследовании приняли участие дети 9-11 лет, посещающие лагеря летнего отдыха дневного пребывания различной направленности. Лагерь, реализующий программу отдыха детей досуговой направленности с этническим компонентом, организованный на базе общеобразовательной школы г. Нижневартовска, предусматривал проведение культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий в сочетании с изучением истории и традиций народов, проживающих в Российской Федерации. Погружение в народную культуру осуществлялось с использованием игр, проведением мастер-классов, тематических мероприятий. Участниками исследования стали 22 девочки и 20 мальчиков. Лагерная языковая профильная смена для детей с углубленным изучением английского и французского языков предусматривала проведение лекций, тренингов, викторин, квестов, мозговых штурмов. В том числе проводились физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия. В исследовании приняли участие 23 девочки и 24 мальчика. Лагерь, организованный на базе клуба по месту жительства, предусматривал реализацию программы летнего отдыха «Уличные игры», получившей грант в городском конкурсе вариативных проектов в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период. Программой предусматривалось не только освоение различных игр и состязаний, но и приобщение наиболее заинтересованных школьников к осуществлению организаторской деятельности при проведении подвижных игр и эстафет среди сверстников. Участниками исследования стали 22 девочки. В программу спортивно-оздоровительного лагеря «Олимпийское лето», организованного на базе учреждения дополнительного образования для детей, занимающихся акробатикой, были включены тренировочные занятия по виду спорта, а также подготовка к показательным выступлениям и соревнованиям по окончании смены. Также в программу входили культурно-массовые мероприятия. В число участников исследования вошли 18 юных акробаток. По мнению Р.С. Данилова, частными проявлениями состязательности являются соперничество, стремление к лидерству, соревновательность и игра (Данилов 2007). Проведя сравнительный анализ проявления мотивов соперничества и доминирования в физкультурно-спортивной деятельности, а также стремления к самосовершенствованию у девочек и мальчиков - участников лагерных смен различной направленности, были получены следующие результаты (табл. 1, 2). Таблица 1 Сравнительный анализ отношения к состязательной физкультурно-спортивной деятельности девочек - участниц детских временных объединений Направленность лагерной смены n Утверждения 1 2 3 4 5 Досуговая (пришкольный лагерь) 22 3,8±0,9 3,4±0,9 3,4±1,1 3,7±1,1 4,1±0,8 Творческая (клуб по месту жительства) 22 4,5±0,5 4,1±0,7 3,9±1,1 4,2±0,9 4,7±0,7 Познавательная (языковая школа) 23 4,4±0,8 4,1±0,9 4,2±0,6 3,8±1,2 4,5±0,6 Спортивно-оздоровительная (спортшкола) 18 4,3±0,8 4,4±0,9 3,6±1,5 3,9±1,6 4,8±0,5 Примечание: 1 - «Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем»; 2 - «Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники, где можно соперничать с другими участниками»; 3 - «На соревнованиях мне нужна только победа»; 4 - «Мне нравится, что на физкультурных занятиях я могу посоревноваться с другими»; 5 - «Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность» Таблица 2 Сравнительный анализ отношения к состязательной физкультурно-спортивной деятельности мальчиков - участников детских временных объединений Направленность лагерной смены n Утверждения 1 2 3 4 5 Досуговая (пришкольный лагерь) 20 3,8±0,8 4,0±0,9 3,8±0,8 3,8±0,8 4,5±0,6 Познавательная (языковая школа) 24 4,6±0,9 3,6±1,1 4,2±0,9 3,7±0,9 4,2±0,5 Стремятся стать победителями, участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях, в большей степени девочки, посещающие лагерь для одаренных детей с углубленным изучением иностранных языков, а также их сверстницы из клубов по месту жительства, участницы программы по освоению игротехник. Достоверно наиболее низкие показатели отмечены у девочек из пришкольного лагеря досуговой направленности с включением этнического компонента. Также у этих девочек отмечаются самые низкие показатели в их отношении к соперничеству. Средний балл согласия с утверждением «Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, где можно соперничать с другими» у них составил 3,4±0,9, самый высокий был выявлен в группе девочек, занимающихся акробатикой из спортивно-оздоровительного лагеря - 4,4±0,9 (р<0,05). Большие амбиции относительно результативности участия в спортивно-массовых мероприятиях отмечаются у девочек «языковой» смены, имеющих высокие результаты в области образования. Отношение к утверждению «На соревнованиях мне нужна только победа» в среднем выразилось в 4,2±0,6 балла. Наиболее низкий показатель выявлен у девочек из пришкольного лагеря. В большей степени нравится соревноваться с другими в процессе физкультурно-спортивной деятельности девочкам из спортивно-оздоровительного лагеря и из клуба по месту жительства, на базе которого реализовывалась программа «Уличные игры». Мотив самосовершенствования как проявления состязательности с самим собой наиболее выражен у девочек - начинающих спортсменок, посещающих спортивно-оздоровительный лагерь - 4,8±0,5, наиболее низкий - у девочек из пришкольного лагеря - 4,1±0,8 (р<0,05). Девочки из «языковой» смены и из «игровой» смены имеют показатели по данному мотиву 4,5±0,6 и 4,7±0,7 баллов соответственно (р>0,05). Мальчики из лагерной смены для одаренных детей имеют более выраженный мотив доминирования по сравнению со сверстниками, отдыхающими в пришкольном лагере досуговой направленности (табл. 2). Наряду с этим, стремление к самосовершенствованию в большей степени характерно для тех мальчиков, кто выбрал лагерь отдыха, предусматривающий мероприятия культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной направленности в организации досуга. Проявление этого мотива у мальчиков из пришкольного лагеря составило 4,5±0,6 балла, а у их сверстников из лагеря для одаренных детей - 4,2±0,5 (при отсутствии достоверных различий). Мальчикам и одного, и другого лагеря одинаково нравится возможность посоревноваться друг с другом (3,8±0,8 и 3,7±0,9 балла соответственно). Стремление к достижению наилучшего результата на соревнованиях характерно для участников «языковой» смены (4,2±0,9 балла), в меньшей степени - для их сверстников, отдыхающих по программе досуговой направленности (3,8±0,8 балла) при отсутствии достоверных различий. Они же, если участвуют в состязаниях, то стремятся стать победителями (4,6±0,9 и 3,8±0,8 баллов соответственно при р<0,05). Дифференцированный анализ уровня проявления мотивов соперничества, доминирования и стремления к самосовершенствованию показал, что девочек, стремящихся стать победительницами в спортивных мероприятиях, наблюдается примерно равное количество в группах начинающих спортсменок (56%), из клубов по месту жительства (53%), из смены для одаренных детей (54%). В досуговом лагере таких выявлено только 36%. В этом же коллективе больше всего девочек, чей ответ был отрицательным (18%). Нравятся спортивные праздники и задания, предусматривающие возможность посоревноваться друг с другом, больше всего девочкам из «языковой» лагерной смены (62%), а также из клубов по месту жительства, где в ходе реализации программы отдыха дети осваивают различные игры (53%). Ожидаемо, девочки из пришкольного лагеря досуговой направленности в меньшей степени заинтересованы в таких мероприятиях - 23% ответили отрицательно, и только 18% утвердительно. На соревнованиях нужна только победа для 64% опрошенных из спортивно-оздоровительного лагеря, 42% - из клубов по месту жительства, 30% - из «языковой» смены, 22% - из лагеря досуговой направленности (у 36% девочек из пришкольного лагеря ответ был отрицательным). Возможность посоревноваться с другими импонирует 60% девочек из спортивного лагеря и их сверстницам, осваивающим игровые технологии в лагере, организованном при клубе по месту жительства. Мотив самосовершенствования как возможность посоревноваться с самим собой в большей степени характерен для девочек из лагерной смены, предусматривающей углубленное освоение иностранных языков (78%), и девочек, участвующих в реализации программы «Уличные игры» (86%). Девочек, стремящихся к самосовершенствованию в процессе занятий физической культурой и спортом, из пришкольного лагеря только 50%, из спортивно-оздоровительного - 60%. Дифференцированный анализ отношения мальчиков к состязательной деятельности позволил выявить неоднородность контингента состава участников лагерной смены, реализующей программу с углубленным изучением иностранных языков. Так, наряду с теми, кто стремится к победе (60%), отмечается 20% тех, для кого победа - это не главное. 20% исследуемой группы не нравятся праздники с соревновательной составляющей, собственно как и возможность посоревноваться с другими. Тогда как среди мальчиков из лагеря досуговой направленности отрицательно относящихся к соревновательной деятельности меньше (10%). Таким образом, анализ результатов исследования отношения детей младшего школьного возраста, посещающих лагеря отдыха дневного пребывания различной направленности, показал, что среда, созданная в условиях лагерной смены, способна оказывать влияние на проявление ими соперничества и стремления к лидерству. Девочки и мальчики, выбравшие для летнего отдыха лагерь дневного пребывания досуговой направленности с освоением этнического компонента, отличаются от остальных детей низким уровнем проявления мотива соперничества, отсутствием желания соперничать и участвовать в соревнованиях наряду с высокими показателями в стремлении развивать волю и целеустремленность, используя средства физической культуры и спорта. Большинству девочек, отдыхающих в «языковой» лагерной смене, нравится состязаться в открытой борьбе, но нет стремления побеждать соперников, победа для них - не главное, при этом высокий уровень мотива самосовершенствования позволяет говорить о выраженном стремлении соревноваться с самой собой. У мальчиков из этой же лагерной смены, наоборот, более выражено желание показать наилучший результат среди соревнующихся, быть лидером на фоне сниженного стремления участвовать в открытой конкурентной борьбе. Девочкам из лагеря при клубе по месту жительства, реализующем программу «Уличные игры» с освоением правил разнообразных игр и игровых заданий и участием в них, нравится состязаться с соперниками в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и при этом они нацелены на достижение высоких результатов. Также у большинства из них отмечается стремление развивать морально-волевые качества с помощью средств физической культуры. Девочки-спортсменки - начинающие акробатки из спортивно-оздоровительного лагеря, где программой предусмотрены спортивные тренировки, подготовка к показательным выступлениям и участие в спортивных соревнованиях, с большим удовольствием участвуют в состязаниях, стремясь стать лучшими. Полученные результаты исследования следует учитывать при разработке программ отдыха и оздоровления детей в каникулярный период, подборе форм организации соревновательных мероприятий, методических приемов, направленных на повышение соревновательной активности детей в физкультурно-спортивной деятельности. При разработке программы лагерной смены необходимо предусмотривать возможность участия всех детей в спортивно-массовых состязаниях, создавать условия для проявления соперничества как в открытой борьбе, так и в борьбе с самим собой. То есть важно создать среду, содействующую формированию потребности в состязательности как важном личностном качестве, содействующем гармоничному развитию личности, возможности сформировать способности, необходимые для проявления их в дальнейшей жизни.
×

About the authors

L. G. Pashchenko

Nizhnevartovsk State University

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Physical Training Theory

References

  1. Байбородова Л. В., Харисова И. Г. 2014. Технологии педагогической деятельности в дополнительном образовании. Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского.
  2. Бондаревская Е. В. 2004. Основные подходы к совершенствованию современного воспитания (личностно-ориентированное воспитание) // Зимняя И.А. (ред.). Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. Москва: Издательский сервис, 131-140.
  3. Данилов Р. С. 2007. Состязательность как форма социального бытия человека: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Саратов.
  4. Каменская В. Г. 2005. Детская психология с элементами психофизиологии. Москва: ФОРУМ - ИНФРА-М.
  5. Касюлис Ю. С. 1977. Влияние соревновательности на трудовую активность личности: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва.
  6. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. 2011. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Москва: Академический проект.
  7. Левченко В. В. 2016. Социальная психология состязательности: метасистемный подход: Дис. … д-ра психол. наук. Пермь.
  8. Левченко В. В., Карпов А. В. 2014. Функциональный аспект анализа состязательных форм социального взаимодействия // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки 2 (23), 193-201.
  9. Мухина В. С. 1998. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Академия.
  10. Нестеров В. А. 1999. Формирование и оптимизация физического состояния человека в условиях Дальнего Востока России: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Омск.
  11. Пащенко Л. Г. 2015. Эффективность организации досуга современных подростков с использованием нетрадиционных видов двигательной активности // Коричко А.В. (отв. ред.). Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (12-13 февраля 2015 г., Нижневартовск). Часть II. Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-та, 184-186.
  12. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. 2002. Психология. Москва: Академия.
  13. Чекмезов В. И. 1991. Состязательность как принцип жизнедеятельности современного общества: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Киев.
  14. Чернявская А. В., Пащенко Л. Г. 2017. Эффективность применения фитнес-программ в условиях оздоровительного детского лагеря // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 6, 9-11.
  15. Шаповаленко И. В. 2015. Психология развития и возрастная психология. Москва: Юрайт.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies