ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ РОССИИ И КИТАЯ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены некоторые результаты исследования особенностей научно-образовательной среды в современных университетах России и Китая. Развитие уровневого университетского образования в России в контексте международного взаимодействия в сфере образования актуализировали проблему изучения перспектив развития научно-образовательной среды университетов в зарубежных странах, в частности, в Китае. Эта страна характеризуется особенностями социокультурного развития, и с ней в настоящее время развиваются многосторонние связи Российской Федерации, в том числе в высшем образовании. Для дальнейшего конструктивного построения социального взаимодействия с университетами Китая важно изучение научно-образовательной среды университетов путем раскрытия внутренних и внешних связей научно-образовательной среды, выявления инновационных технологий ее развития. Наше исследование становления и развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России относится к области сравнительной педагогики. Задача исследования состоит в анализе факторов и условий развития научно-образовательной среды современных университетов Китайской Народной Республики. В исследовании систематизируется опыт развития научно-образовательной среды университетов на примере университетов Цинхуа, Фудань, Накинского университета. Методологической основой исследования является культурологический подход, который является одним из ведущих в сравнительных педагогических исследованиях. Культурологический подход позволяет всесторонне объяснить процессы, происходящие в обществе зарубежной страны в целом и, в частности, в образовании как культурном феномене. Он проявляется и на технологическом уровне, который выражается в выборе исследователем методов и техник сравнительного исследования. К теоретическим методам в исследовании относятся традиционные методы сравнительной педагогики - сравнительный метод, герменевтический анализ нормативно-правовой базы развития высшего образования, учебных планов, программ, учебных пособий, методических материалов и др. Ожидаемые результаты исследования заключаются в выявлении факторов развития научно-образовательной среды университетского образования в Китае; инновационных технологий развития научно-образовательной среды в университетах Китая в сравнении с университетами России, а также особенностей социально-педагогических условий приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности.

Полный текст

Развитие современного университетского образования в России в контексте международного взаимодействия в сфере образования актуализировало проблему изучения перспектив развития научно-образовательной среды университетов в зарубежных странах, в частности, в Китае. Эта страна характеризуется особенностями социокультурного развития, которому присущи государственность и идеологические ограничения, и с этой страной в настоящее время развиваются многосторонние связи Российской Федерации, в том числе в высшем образовании. Для дальнейшего конструктивного построения социального взаимодействия с университетами Китая важно изучение научно-образовательной среды университетов путем раскрытия внутренних и внешних связей научно-образовательной среды, выявления инновационных технологий ее развития. Наше исследование становления и развития научно-образовательной среды в современных университетах Китая и России относится к области сравнительной педагогики. Ведущим понятием в нашем сравнительном педагогическом исследовании является понятие «научно-образовательная среда университетского образования». Под ним мы понимаем совокупность внутренних и внешних средств, обстоятельств и организационных структур, оказывающих то или иное влияние на научно-образовательные процессы, организованные в рамках университета (Комарова, Бражник 2012). Целью нашего исследования является выявление и анализ ключевых внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие научно-образовательной среды современных университетов России и КНР. Под «факторами» в исследовании мы понимаем причины развития. Мы основываемся на результатах исследований относительно анализа факторов развития высшего образования в России таких авторов, как Т.В. Терентьева, М.Н. Кулакова (Терентьева, Кулакова 2012), А.В. Идиатуллин (Идиатуллин 2013) и др. Исследователи Т.В. Терентьева и М.Н. Кулакова считают, что вне зависимости от объекта изучения факторы подразделяются на факторы внешней и внутренней среды. Факторы внешней среды находятся вне контроля университетов, к ним могут относиться экономические и технические обстоятельства, социальные ценности, политические силы и т. п. Факторы, оказывающие немедленное влияние на вуз, например, изменение в стране образовательной политики, относятся к среде прямого воздействия, все другие факторы относятся к среде косвенного воздействия. К последним относятся политические и социальные факторы (обстановка в обществе). К внешним факторам прямого воздействия относятся: государственные органы (включая органы местного управления), их предписания или законы; партнеры и партнерские связи и т. д. Факторы внутренней среды представляют собой совокупность экономических и социальных факторов, которые находятся в области деятельности вуза. Экономические факторы предполагают наличие ресурсов и возможностей вуза, определяющих перспективы его деятельности с учетом технического развития материальной и научно-технической базы, современных инновационных технологий. Социальные факторы влияют на развитие взаимодействия с социальными партнерами, благодаря которым будет развиваться научно-образовательная среда университета, влияющая и на эффективность образовательной деятельности университета, и на развитие научно-исследовательской деятельности в университете. Основой социальных факторов внутренней среды является психологическая обстановка, уровень социальной обеспеченности педагогического коллектива и т. п. В нашем исследовании изучались сильные стороны развития научно-образовательной среды университетов под влиянием различных факторов, как в России, так и в Китае. Брались во внимание такие параметры, как позитивный имидж университета в стране; стратегический подход в развитии университета; широкий спектр направлений подготовки студентов; высокий уровень материально-технической базы; широкое применение информационных технологий в образовательном процессе; сотрудничество с социальными партнерами, в том числе международными; наличие мотивации у преподавателей и студентов к проведению научно-исследовательской деятельности. Формирование научно-образовательной среды в китайских и российских университетах имеет социально-исторические особенности и складывается под влиянием внешних факторов, в том числе политических, запросов рынка труда, уровня профессионализма профессорско-преподавательского состава, в зависимости от потребностей общества в образованных специалистах, в научных кадрах и т. д. Университетское образование представляет собой одну из важнейших сфер развития современного российского общества. В системе российского высшего образования происходят изменения, которые затрагивают содержание, организацию, структуру университетского образования. Эти изменения влияют на развитие научно-образовательной среды университетов. В контексте интеграции российской системы высшего образования в мировое образовательное пространство возникает проблема сочетания инновационных технологий развития образования с сохранением социокультурных традиций в высшем образовании. К внешним факторам, влияющим на развитие научно-образовательной среды современных университетов, мы относим развитие государственной политики в сфере образования. В России, как и в Китае, государственная политика находит отражение в различных нормативно-правовых документах, к числу которых относятся Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, Приказы и письма Министерства образования и науки, ФГОС бакалавриата и магистратуры по разным направлениям профессиональной подготовки и др. Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации устанавливает особенные категории российских университетов наивысшие по статусу из высших учебных заведений, обеспечивающих высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических работ, - федеральный университет, а также национальный исследовательский университет. Система подготовки «бакалавриат - магистратура - аспирантура» привела к необходимости постоянного совершенствования научно-образовательной среды. Среди внутренних факторов ее развития в российских университетах можно выделить сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами, интернационализацию образования, академическую мобильность студентов и преподавателей, интеграцию образовательной и научно-исследовательской деятельности, которая может осуществляться в таких формах, как кафедральные научные исследования, грантовая деятельность, создание научных лабораторий, технопарков и т. п. (Отечественный и зарубежный опыт ... 2013). Университеты в Китае играют важную роль в формировании интеллектуальной элиты китайского общества. История развития университетского образования в Китае характеризуется проникновением западной университетской культуры в китайское образование и базируется на сочетании педагогического опыта китайского и зарубежного образования. Это позволяет сохранить национальное идеологическое ядро при активном использовании зарубежных знаний и образовательных технологий. С начала 1990-х гг. в Китае были приняты две масштабные программы, направленные на развитие научно-образовательной среды университетов. Принятая в 1993 г. «Программа 211» предусматривала, что к началу XXI в. около 100 китайских университетов станут учебными заведениями мирового класса (отсюда обозначение цифры «211»: 21-й век и 1 [одна] сотня вузов). В программе участвуют 106 вузов, среди которых университет Цинхуа, Пекинский университет, университет Фудань и др., которые получают дополнительное финансирование. Это примерно 6% от 1 700 высших учебных заведений Китая. С 1998 г. в рамках «Программы 985» для приоритетного финансирования были отобраны первые 9 вузов, которые потом получили название - С-9 - «Союз 9 ведущих вузов», среди которых Нанкинский университет, Шанхайский транспортный университет, Чжэцзянский университет и др. Союз 9 вузов представляет собой независимый альянс лучших университетов Китая. В конце 2013 г. в «Программу 985» всего было включено 39 вузов, ведущие из которых (кроме университетов «С-9») - университет Нанькай, Сямэньский университет, Китайский Народный университет и др. Результативность «Проекта 985» особенно проявляется в росте численности аспирантов. Если общее число выпускников с дипломом аспитантуры в 1999 г. составило 9 000, то в 2007 г. эта цифра составила свыше 40 000 (годовое среднее увеличение достигло 19%). Число аспирантов из университетов, участвующих в «Проекте 985», составляет больше 50% от общего числа аспирантов из университетов Китая. Университеты, входящие в этот проект, принимают на себя ряд стратегических задач по развитию передовых научных технологий и инновационным техническим разработкам. Таким образом, «Программа 211» и «Программа 985» оказали значительное влияние на развитие современных университетов в Китае, являясь внешним фактором развития научно-образовательной среды. В процессе реализации этих двух программ в КНР достигнуты очевидные результаты, в числе которых - повышение качества высшего образования, повышение уровня развития ключевых научных областей знаний и улучшение педагогического состава университетов, развитие инновационной информационной среды. Например, только за период с 1998 по 2006 гг. общая площадь университетов увеличилась в 2,6 раз, площадь аудиторий и кабинетов - в 3,8 раз, общая стоимость научного оборудования - в 4,8 раз и т. п. Научно-образовательная среда университетов стала способствовать созданию социально-педагогических условий для активного приобщения студентов и магистрантов к научно-исследовательской деятельности (Реформирование и развитие высшего ... 2009). В нашем исследовании изучены характеристики научно-образовательной среды университетов Китая на примере университетов Цинхуа, университета Фудань, Накинского университета. Согласно рейтингу Quacquarelli Symonds «200 лучших университетов мира» они, соответственно, занимают в 2017 г. 24-е, 43-е и 115-е места среди университетов других стран. Рассмотрим особенности научно-образовательной среды в китайском университете на примере университета Цинхуа. Главный корпус Университета Цинхуа (основан в 1911 г.) расположен в Пекине, в королевском саду «Цинхуа Юань» цинской династии, отсюда и происходит название университета. Исторически сложилось, что именно образовательная модель США оказала большое влияние на организацию и содержание образования в университете Цинхуа, как в период его становления, так и на современном этапе развития. В настоящее время в университете Цинхуа имеется 19 институтов, включающих 55 факультетов, среди которых: Институт архитектуры (建筑学院); Институт гражданской инженерии (土木水利学院); Институт окружающей среды (环境学院); Институт механической инженерии (机械工程学院), который включает в себя факультеты: механической техники, высокоточной аппаратуры, теплотехники, автомобильной техники, промышленной инженерии и учебный центр фундаментальных отраслей; Аэрокосмический институт (航天航空学院); Институт информационных технологий (信息科学技术学院), который включает в себя факультеты: электроинженерии, цифровых технологий, автоматизации, микроэлектронной техники, исследовательский центр микроэлектронной техники и институт программного обеспечения; Институт естественных наук (理学院); Институт материаловедения (材料学院); Институт наук о жизни (生命科学学院); Институт медицины (医学院); Институт экономики и менеджмента (经济管理学院); Институт государственной политики и управления (公共管理学院); Институт марксизма (马克思主义学院); Институт гуманитарных наук (人文学院), который включает в себя философский факультет, факультеты китайского языка и литературы, иностранного языка и литературы, истории; Институт социальных наук (社会科学学院), который включает в себя факультет социологии, политологии, международных отношений, психологический факультет, факультет экономики, а также факультет науки, технологий и общества; факультет правоведения (法学院); факультет журналистики и СМИ (新闻与传播学院); факультет экономики и Китайского народного банка (PBC) (五道口金融学院); факультет искусства и дизайна (美术学院). Основной принцип организации образовательного процесса в университете Цинхуа - организация многопрофильной подготовки студентов. Стремление к развитию многопрофильного образования в университете Цинхуа было продемонстрировано еще при создании первых 4-х институтов в 30-е гг. XX в. и далее подтверждается открывающимися в разные годы новыми институтами (гуманитарный и социальный институт в 1993 г., институт информационных технологий в 1994 г., институт искусства и дизайна в 1999 г., институт медицины в 2001 г., институт журналистики и СМИ в 2002 г., институт марксизма в 2008 г.). По статистическим данным университета, на 31 декабря 2014 г. количество обучающихся в Цинхуа составляет 45 237 чел., в том числе студентов-бакалавров - 15 692 чел., иностранных студентов-бакалавров - 1 420 чел.; магистрантов - 11 873 чел., магистрантов-иностранцев - 951 чел.; аспирантов - 807 чел., аспирантов-иностранцев - 291 чел. В университете Цинхуа развивается научно-образовательная среда, которая характеризуется особенными социально-педагогическими условиями: для исследователей и обучающихся создана система библиотек общей площадью 55 647 м²; более 3 300 читательских мест в библиотечных залах. В начале 2015 г. библиотечная система университета Цинхуа насчитывала 4 788 000 книг (среднее количество книг на одного студента - 105 шт.); 517 информационных баз (189 - на китайском языке, 328 - на иностранных языках); 67 378 видов электронных журналов (11 647 - на китайском языке, 55 731 - на иностранных языках); 8 770 000 электронных книг (2 734 000 - на китайском языке, 6 036 000 - на иностранных языках); 2 950 000 диссертационных работ в электронном виде (Новости Университета Цинхуа). Многочисленные журналы университета Цинхуа выходят в форме тематических публикаций: «Естественные науки», «Наука и техника», «Философско-социальные науки», «Мировая архитектура», «Декоративное искусство», «Правоведение университета Цинхуа», «Исследования в области образования университета Цинхуа». Журнал «Исследования в области образования университета Цинхуа» основан в 1980 г. под управлением Министерства образования КНР. Он включен в источники Индекса Цитирования Социальных Наук Китая (CSSCI) и является одним из ведущих рецензируемых научных журналов страны. Темы статей в журнале связаны с реформами системы образовании, с организацией управления в образовании, с зарубежным образованием, с историей и культурой образования и т. п. В 2015 г. в университете было организовано более 100 международных конференций. Общее число участников составило 19 000 чел., в том числе 8 000 иностранных участников. Наиболее значимые конференции - «Международный конгресс по квантовой химии», «Глобальный Финансовый Форум Цинхуа», «Саммит метаболической инженерии». На международных и национальных конференциях студенты и преподаватели университета Цинхуа знакомятся с передовыми идеями и практическими результатами в науке. В целях создания научно-образовательной среды, стимулирующей студентов к научным исследованиям, в университете Цинхуа постоянно совершенствуются педагогические технологии и содержание образования. В настоящее время 31 институт и факультет университета Цинхуа имеет в своем учебном плане специализированные учебные курсы по введению в научно-исследовательскую деятельность, мотивирующую студентов к проведению научных исследований. Особое внимание отводится такой педагогической технологии как «занятия с вызовом» (Challenge Based Learning, CBL). В российской традиции эта педагогическая технология связана с проблемным обучением. В университете Цинхуа эту технологию совершенствуют путем использования метода проектов. Создано 15 показательных учебных курсов в форме «занятий с вызовом» для аэрокосмического, информационного, механического, медицинского, экономического, гуманитарного, социологического и других институтов (Новости Университета Цинхуа). Одним из первых курсов, где стала применяться эта педагогическая технология, был курс «Междисциплинарное проектирование системной интеграции» преподавателя факультета промышленной инженерии Гу Сюэюун (顾学雍). В рамках этого междисциплинарного курса перед студентами, как правило, ставится сложная задача. Например, студентам задается сложная проблема: «В связи с неожиданным землетрясением в Южном море Китая появился новый остров “А”», и далее предлагается задание - разработать систему перевозки материалов и сделать проект коммерческой разведки и разработки острова для получения венчурного капитала и победы в тендере. Задание выполняется в группах студентов различных факультетов до десяти человек в каждой, которые в течение 4-х дней (80 учебных часов) должны на основе освоенных профессиональных знаний и умений создать проект решения предлагаемого задания. Технология «занятий с вызовом» является альтернативой традиционной форме обучения, широко распространенной в практике образования в Китае, когда преподаватель читает лекцию в монологической форме, а студенты пассивно воспринимают теорию, мало взаимодействуют с преподавателем и не получают практического опыта. На «занятиях с вызовом» студенты активно применяют свои накопленные знания под руководством преподавателя, занимающегося научной деятельностью, и с интересом участвуют в научных исследованиях. С другой стороны, сотрудничая со студентами разных факультетов, будущие специалисты получают новые знания и информацию дополнительно к знаниям в своей профессиональной области. Такая педагогическая технология позволяет университету Цинхуа повысить качество образования и войти в группу лучших университетов мира. Другой китайский университет - Фуданьский университет - формирует научно-образовательную среду на принципах всестороннего образования и «здорового устойчивого развития личности». Воспитательный компонент университетского образования, направленный на развитие личности студента, патриота своей страны, является ведущим. Целью всестороннего образования студентов является освоение основ междисциплинарных знаний о науках. Для этого сформированы учебные планы, состоящие из шести модулей (история, классическая литература и культурное наследие; философская мудрость и критическое мышление; межкультурный диалог и глобальное видение; научно-технический прогресс и научный дух; охрана окружающей среды и жизни; художественная эстетика и эмоциональное выражение). В эти модули входят около 180 профилирующих дисциплин, среди которых такие дисциплины, как «Древняя и современная китайская литература», «Философия науки и когнитивные проблемы», «Философия религии и проблемы веры», «Античная цивилизация», «Методы и методология социальных наук», «Логика и математическое мышление», «Химия и социальная цивилизация», «Культура экологии», «Китайская опера», «Живопись», «Музыка» и др. В основе деятельности Фуданьского института лежит заимствованная западная идея организации колледжей-интернатов, а также продолжены традиции древнекитайских академий. В результате соединения идей западного и национального педагогического опыта были созданы пять университетских Академий, организованных по китайской традиции, согласно которой главной ценностью является«чтение книг и самосовершенствование», а также два принципа: «преобразование и любовь». В то же время Академии стремятся к построению образа академической научной жизни, наполненной богатым инновационным содержанием. Основные цели организации образовательного процесса в Академии - «обучение», «диалог», «адаптация», «забота». Каждая Академия создает и совершенствует научно-образовательную среду для «обучения и применения знаний на практике», обеспечивает свободное взаимодействие студентов и преподавателей, позволяет студентам развивать индивидуальные способности и заниматься самообразованием. Для достижения указанных выше целей в Академиях созданы читальные залы, аудитории для проведения научных дискуссий, для консультаций с научными руководителями, салон интернета; постоянно организуются научные форумы, отмечаются традиционные праздники учебного заведения. В Академиях студенты создают сообщества «самообразования, самоуправления, самообслуживания и самодисциплины». В университете Фудань научно-образовательная среда характеризуется развитием сетевого взаимодействия с зарубежными партнерами, студенты имеют возможность получить опыт обучения за рубежом. С 2010 г. в университете действует уникальная для Китая программа персонального приглашения студентов-бакалавров на обучение в зарубежные вузы. Фудань предлагает перечень зарубежных университетов, участвующих в программе академической мобильности, среди которых Гарвардский университет (The Universities of Harvard), Колумбийский университет (Columbia University), Кембриджский университет (University of Cambridge), которые обладают развитой системой международных образовательных программ. Студенты сами выбирают и подают заявку в эти вузы, и если они получают приглашение, им дается полгода или год на подготовку к поездке в другую стану (при этом необходимо самостоятельно оформить документы, зарегистрироваться и оплатить обучение, выбрать направление обучения, место проживания и т. п.). Считается, что второй и третий курсы бакалавриата - самые подходящие для обучения студентов в зарубежном вузе. В 2014 г. в зарубежные университеты было направлено 1 427 студентов, причем 30% студентов-бакалавров, обучающихся в университете Фудань, имеют опыт зарубежного образования (Fudan University). Другой изучаемый нами университет, Нанкинский университет, входит в сеть девяти элитных вузов Китая (С-9). В 2015 г. на базе 28 институтов и факультетов Нанкинского университета было открыто 86 новых специальностей в бакалавриате. Естественнонаучные направления подготовки (такие как математика, физика, химия, биология, астрономия, информатика) отобраны как приоритетные для реализации общенационального плана подготовки высококлассных специалистов в области фундаментальных наук. Нанкинский университет занимает второе место среди китайских вузов по академическому уровню преподавателей. По данным за 2015 г. в Нанкинском университете работали 2 180 преподавателей, в том числе 806 иностранных, а также 38 китайских и зарубежных академиков. На работу в университет приглашаются лауреаты Нобелевской премии - читать лекции или проводить научные исследования (например, была приглашена лауреат Нобелевской премии по литературе 2008 г. Jean-Marie Gustave Le Clézio). С 2009 г. Нанкинский университет перешел к осуществлению реформы бакалаврского образования и реализации «Системы обучения 3.3». «Система обучения 3.3», во-первых, означает три задачи подготовки студентов: получение базового образования, профессиональной подготовки и разностороннего воспитания. Во-вторых, «Система обучения 3.3» также указывает на «три пути развития» студентов в рамках разностороннего образования, включающего в себя специализированное научное знание, знание в области смежных наук, а также подготовку в сфере трудоустройства и бизнеса. В качестве отправной точки новой программы подготовки талантливых студентов в рамках «Системы обучения 3.3» была принята концепция «всеобщего образования и индивидуальной подготовки». Обучающимся было предложено большее количество курсов по выбору, расширен выбор специальностей и предоставлены широкие возможности для самостоятельного обучения. Образовательная программа в бакалавриате в Нанкинском университете независимо от профессиональной направленности состоит из трех модулей: «общеобразовательные дисциплины», «профессиональные дисциплины» и «курсы по выбору». Модуль «общеобразовательные дисциплины» 通识通修课程模块 включает в себя общие базовые дисциплины 通识教育类课程 (например, вводные общеобразовательные занятия, семинары для первокурсников и т. д.), обязательные дисциплины 通修类课程 (дисциплины по идеолого-политической теории, военное дело, физическая культура, английский язык, математика и др.). Целью общеобразовательных дисциплин является формирование междисциплинарных знаний и необходимых навыков для дальнейшего образования студентов, а также формирование первоначальных умений проведения научных исследований. По примеру общеобразовательных программ лучших вузов Китая и других стран Нанкинский университет включил в свои учебные планы дисциплины: «Китайская история и национальная культура», «Мировая история и история мировой цивилизации», «Система ценностей и образ мышления», «Научно-технический прогресс и жизненные поиски», «Экономическое развитие и общественные процессы», «Литература, искусство и эстетическое чувство», «Кросс-культурные коммуникации и межличностное общение». Ведущим подходом в построении содержания образования является изучение научной проблемы с открытой междисциплинарной позиции. Нанкинский университет выделяет большие средства на строительство научных лабораторий, демонстрационных центров экспериментального обучения, улучшение материальных условий для организации научно-исследовательской деятельности: в университете созданы общегосударственные демонстрационные центры экспериментального обучения (физический, химический, информационный, СМИ и др.) и демонстрационные центры экспериментального обучения регионального уровня (медицинский, юридический, астрономический, географический). Большая часть построенных лабораторий открыты для занятий со студентами и аспирантами, где они приобщаются к научно-исследовательской деятельности, выполняют учебные и диссертационные исследования. Сравнение внутренних факторов развития научно-образовательной среды в университетах России и Китая показывает, что становление российского и китайского высшего образования происходило на основе базового принципа организации образовательной деятельности - «принципа фундаментальности знаний», который подразумевает усвоение студентами большого объема знаний не только по конкретной специальности, но и по смежным и общеобразовательным дисциплинам. В китайских университетах приоритетным остается «принцип аксиологичности образования», т. е. формирования в процессе обучения ценностно-мировоззренческих ориентиров. Высшее образование, таким образом, выполняет и функцию профессиональной подготовки, и воспитательную функцию. Лучшие китайские университеты активно осваивают международное образовательное пространство: известные зарубежные ученые и специалисты приглашаются в качестве преподавателей-лекторов, открываются совместные программы подготовки с зарубежными партнерами, организуются международные конференции и международные совместные исследования.
×

Об авторах

Е. И Бражник

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

доктор педагогических наук, заведующая кафедрой воспитания и социализации

Фаньфань Юань

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

аспирант кафедры воспитания и социализации института педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Список литературы

  1. Комарова Ю. А., Бражник Е. И. 2012. Зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета // Universum: Вестник Герценовского университета 3, 91-102.
  2. Терентьева Т. В., Кулакова М. Н. 2012. Факторы, влияющие на эффективность образовательных услуг вуза в современном обществе // Современные проблемы науки и образования 5 // www.science-education.ru/ru/article/view?id=7123 (2018. 25 янв.)
  3. Идиатуллин А. В. 2013. Современные социокультурные факторы развития системы высшего образования // Современные научные исследования и инновации 11 // http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28253 (2018. 11 янв.)
  4. Отечественный и зарубежный опыт формирования и развития научно-образовательной среды современного университета в условиях трехуровневой системы профессиональной подготовки. 2013 // Радионова Н.Ф. (ред.). Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена.
  5. 中国高水平大学建设之路-从211工程到2011计划,郭新立主编,北京:高等教育出版社.
  6. Реформирование и развитие высшего образования Китая. 2009 / Ян Чуаньмин (отв. ред.). Пекин: Изд-во народного университета Китая.
  7. 清华大学新闻 news.tsinghua.edu.cn/publish/thunews/10303/2015/20151027155005624754042/ 20151027155005624754042_.html (2017. 31 янв.)
  8. Fudan University // http://www.fudan.edu.cn/en/ (2018. 31 янв.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах