CONTENT AND STRUCTURE OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF ECONOMICS STUDENTS

Cover Page

Abstract


The subject of the study is the vocational training of Bachelors of Economics. The object of the study is the content and structure of professionally significant qualities of Bachelors of Economics. The aim of the work is to study the content and structure of professionally significant qualities of future of Bachelors of Economicsin the context of the requirements posed by modern labour market and the possibilities of professional training. The study appears relevant due to the need to find optimal ways of training professional economists who could meet the requirements of rapidly changing and digitalized world economies. The article clarifies the concept of professionally significant qualities of an economist. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the expert survey results, and interviews of potential employers, the article gives the structure of professionally significant qualities of Bachelors of Economics. They are attitude-related qualities: standard (situational professional motivation, knowledge of professional ethics, stable civic stand) and supplementary (dominant professional motivation, professional values, strong civic identity and behaviour); individual and personal qualities and abilities: standard(emotional balance, discipline, objectiveness, integrity) and supplementary (mental flexibility, professional mobility, capability for self-education and self-development); special qualities and abilities: standard(analytical, synthetic and prognostic abilities) and supplementary (critical thinking, lean thinking, project thinking); social and personal qualities and abilities: standard(sociability, ability to resolve conflicts) and supplementary (client orientation, team building). The paper also presents the results of an ascertaining experiment, which confirmed the deficit of the supplementary professionally significant qualities of Bachelors of Economics.

Full Text

Теория профессионально важных/значимых качеств активно вошла в научный тезаурус в 30-х гг. XX в. В основу современных теорий профессионально важных/значимых качеств, которые разрабатывались А.В. Карповым (Карпов 2013), Е.А. Климовым (Климов 1988), В.Д. Шадриковым (Шадриков 2010), положен системный подход. В зарубежной психологии и педагогике также есть аналог теории профессионально значимых качеств, представленный в исследованиях и публикациях аббревиатурой KSAO - Knowledge, Skills, Aptitudes, Other characteristic. В отечественной науке используются две дефиниции: профессионально важные качества и профессионально значимые качества личности. Ряд авторов рассматривают данные понятия как синонимичные (Зеер 2000; Шадриков 2010). Классическое определение профессионально важных качеств дает В.Д. Шадриков: «индивидуальные качества субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения» (Шадриков 2010: 24). Некоторые авторы дифференцируют понятия «профессионально важные качества» и «профессионально значимые качества». А.К. Маркова профессионально важные качества определяет как необходимые качества и способности для выполнения профессиональной деятельности. Профессионально значимые качества - это качества и способности, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности (Маркова 1996). Другая точка зрения содержится в работах А.А. Деркача. Ученый под профессионально важными качествами понимает качества, определяющие результативность и эффективность профессиональной деятельности (в русле традиционных определений), однако профессионально значимые качества позволяют личности эффективно осуществлять профессиональное развитие (Деркач, Кузьмина 1993). Согласно третьей точке зрения, профессионально важные качества - это качества, способности, профессиональные знания, определяющие результативность и успешность профессиональной деятельности, в то время как профессионально значимые качества - это «интересы, установки, черты характера и ряд других», которые «определяют отношение человека к профессиональным функциям и профессионализации в целом, степень их принятия» (Яруллина, Никишина 2012: 237). В настоящем исследовании мы разделяем точку зрения А.К. Марковой, согласно которой понятие «профессионально важные качества личности» объединяет качества, способности и направленности личности, являющиеся базовыми, необходимыми для выполнения конкретного вида профессиональной деятельности. В этом смысле их наличие или отсутствие коррелирует с профессиональной пригодностью. Для описания профессионально важных качеств характерно использование модуса долженствования. Профессионально важные качества обеспечивают результативность профессиональной деятельности, то есть ее выполнимость: результат в заданном качестве будет достигнут. Профессионально значимые качества - это система личностных качеств, профессиональных способностей, установок, являющихся желательными для достижения эффективности и успешности профессиональной деятельности. Для описания профессионально значимых качеств характерно использование модуса желательности. Профессионально значимые качества обеспечивают высокое качество результата профессиональной деятельности. Таким образом, под профессионально значимыми качествами будущего экономиста в настоящем исследовании понимается система личностных качеств, профессиональных способностей, установок, способов и видов мышления, являющихся фактором эффективности и успешности в различных видах экономической деятельности. В описании структуры профессионально значимых качеств прослеживаются две позиции: широкая и узкая. Широкая позиция предполагает внесение в компонентный состав профессионально значимых качеств разнообразного контекста: социокультурного, психофизиологического, когнитивного. Причем, отметим, что знания и опыт деятельности неправомерно рассматривать как компоненты профессионально значимых качеств. Данная позиция представлена в рамках концепции профессионально значимых качеств Е.А. Климова (Климов 1988), В.Д. Шадрикова (Шадриков 2010), В.И. Лазуткина (Лазуткин 2007). Узкая позиция предполагает четкое соотнесение профессионально значимых качеств личности с функционалом профессиональной деятельности (Карпов 2013; Дмитриева, Дружилов 2000). Значимым в настоящем исследовании является соотнесение данных разработок с нормативными правовыми документами, такими как Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), Профессиональный стандарт, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Анализ данных документов в контексте проблематики настоящего исследования предполагает тематизацию материала относительно экономических профессий (экономист, бухгалтер, аудитор, финансист и пр.), в частности, на примере профессии бухгалтера. На основе представленных данных можно сделать вывод о том, что компетентностный подход, заложенный в фундамент современной профессиональной подготовки будущих экономистов, реализуется не в полном объеме, поскольку на нормативно-правовом уровне стандартов такая важная составляющая компетентности, как профессионально значимые качества, представлена не в полном объеме. Этим обусловлено то, что в последнее время в современной педагогической науке появилось достаточно много исследований, посвященных данной проблематике (Жиронкина 2003; Картежникова 2005; Кудряшов 2004). Автором настоящего исследования была разработана структура профессионально значимых качеств будущих экономистов с учетом действующих профессионального и образовательного стандартов, а также в контексте требований цифровой экономики, что выражается в усилении значения soft skills. Данная структура включает в себя кластеры качеств-отношений, индивидуально-личностных качеств и способностей, специальных качеств и способностей, а также социально-личностных качеств и способностей. Кроме того, в рамках каждого кластера конкретные качества и способности дифференцируются по нормативному и сверхнормативному признакам. Нормативные качества обеспечивают профессиональную деятельность будущего экономиста на достаточном уровне, который соотносится с предписываемыми ему должностными обязанностями. Сверхнормативные качества способствуют успешной и эффективной профессиональной деятельности. Качества-отношения являются контекстными (или периферийными) профессионально значимыми качествами будущего экономиста. Они включают в себя профессиональную мотивацию, отношение к профессии экономиста (профессиональные ценности), гражданскую позицию индивида. Профессиональная мотивация - это базовая характеристика, детерминирующая профессиональный выбор, профессиональное обучение и развитие личности, а также закрепление индивида в профессии. Отвечающей требованиям настоящего исследования является классификация профессиональных мотивов, предложенная Е.С. Чугуновой. В соответствии с данной классификацией выделяются доминантный (интеграция осознанного выбора на основе склонностей личности, комплекса социальной и материальной интерференции), ситуативный (выбор профессии в разрезе прагматико-прогностических установок) и суггестивный типы (профессиональный выбор, сделанный под влиянием моды или человека) (Чугунова 1986: 138). Как следствие, тот или иной тип мотивации детерминирует профессиональное развитие личности, его эмоциональное отношение к профессии и пр. В данном контексте к нормативному уровню профессиональной мотивации будущего бакалавра экономики следует отнести ситуативный тип, к сверхнормативному - доминантный; суггестивный тип свидетельствует о несоответствующем уровне развития профессиональной мотивации. Мотивационная деятельность личности, как правило, при достаточном уровне развития кристаллизуется в виде ценностей. Профессиональную деятельность человека характеризуют ценности различного порядка: инструментальные, духовно-нравственные, или морально-этические, социальные и др. Вместе с тем, для конкретного вида профессиональной деятельности характерен специфический конструкт профессиональных ценностей, этических норм и принципов. В Кодексе этики профессиональных бухгалтеров Международной федерации бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants (IFAC)) утверждается, что «отличительной чертой бухгалтерской профессии является принятие бухгалтером на себя обязанности действовать в общественных интересах» (Кодекс этики … 2011: 16). В работе В.Б. Ивашкевича выделяются следующие профессионально-этические ценности работников экономических специальностей: конфиденциальность, честность, объективность (Ивашкевич 2014: 74-75). Согласно кодексам этики профессиональных бухгалтеров МФБ и членов ИПБ России данный перечень дополняется профессиональной компетентностью и должной тщательностью, а также профессиональным поведением (Кодекс этики … 2008: 10, 17-18). В данном контексте можно выстроить следующую иерархию профессиональных ценностей будущих экономистов. В случае если у студента доминируют инструментальные или социальные ценности над профессиональными, можно говорить о том, что данный уровень сформированности качеств-отношений не соответствует нормативному. Учитывая, что профессиональные ценности изменчивы, их динамика обусловлена конкретным опытом профессиональной деятельности индивида, нормативному уровню сформированности качеств-отношений будущего бакалавра экономики будет соответствовать знание профессиональных этических принципов, сверхнормативному - сформированность профессиональных ценностей. Как уже отмечалось выше, работников экономической сферы отличает на уровне долженствования необходимость и обязанность действовать в интересах общества, соблюдать и морально-этические, и правовые нормы. В данном русле особое внимание уделяется гражданской позиции будущего экономиста (Герасимова 2019). Следовательно, в качестве нормативного качества-отношения будущего экономиста следует рассматривать устойчивую гражданскую позицию, основанную, безусловно, на чувстве патриотизма. Сверхнормативным качеством является гражданская идентичность - качество, основанное на чувстве общности граждан, предполагающее гармоничное разрешение противоречия личного и общественного, ощущение глубокой сопричастности прошлому, настоящему и будущему государства и народа. В отличие от качеств-отношений, другие кластеры профессионально значимых качеств будущих экономистов в градации «нормативные - сверхнормативные» формируются не по степени выраженности (например, ситуативная - доминантная профессиональная мотивация), а по принципу добавочности. То есть нормативные качества должны быть присущи студентам, демонстрирующим и нормативный, и сверхнормативный уровень сформированности профессионально значимых качеств. Сверхнормативные качества отличаются от нормативных по содержанию и сфере применения. Их перечень формируется в соответствии с трендами в сфере труда и экономики. Индивидуально-личностные качества включают в себя качества психики и личности, которые характеризуют профессиональную пригодность индивида относительно предмета профессиональной деятельности, в данном случае экономической. Нормативными индивидуально-личностными качествами будущего экономиста являются эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, дисциплинированность, объективность, честность. Сверхнормативные индивидуально-личностные качества обеспечивают профессиональный и карьерный рост будущего экономиста, следовательно, способствуют повышению эффективности его профессиональной деятельности. К данным качествам относятся: гибкость мышления, профессиональная мобильность, способность к самообразованию, саморазвитию. Совокупность развитых индивидуально-личностных качеств сверхнормативного уровня обеспечивает успешную адаптацию специалиста в новых условиях труда, тем самым обеспечивая эффективность его деятельности; нормализует возможный конфликт личностной и профессиональной сфер жизнедеятельности индивида, обеспечивая развитие у работника способностей осознанного стратегирования личной жизни и профессиональной карьеры. Специальные способности и качества обусловлены особенностями профессиональной деятельности. В частности, профессия экономиста в первую очередь относится к типу профессий «человек - знаковая система», во вторую очередь - к типу «человек - человек». Специальные способности и качества обусловлены расчетно-экономической, аналитической, учетной, расчетно-финансовой, банковской и страховой видами профессиональной деятельности. Следовательно, основой нормативных специальных способностей и качеств будущего экономиста выступают аналитические способности (умение аналитически мыслить, способность из общего выделять детали и составляющие), синтетические способности (абстрагирование, обобщение), прогностические способности (стратегическое планирование, предвидение дефицитов, проблем и ошибок и пр.). Выделение сверхнормативных специальных способностей и качеств обусловлено, с одной стороны, требованиями современного рынка труда, с другой - возросшей конкуренцией среди представителей экономических профессий, которая для развития конкурентоспособности требует от будущих экономистов владения актуальными специальными компетенциями и способностями. Одной из наиболее востребованных и в то же время общих характеристик конкурентоспособного специалиста экономической сферы деятельности является критическое мышление. Критическое мышление в самом общем виде позиционируется как самостоятельное мышление, позволяющее принимать обдуманные, взвешенные, ответственные решения, способное привлекать контекст к уже имеющейся или недостающей информации. Критическое мышление имеет и предметное преломление. В частности, если говорить о критическом мышлении будущего экономиста, данное качество можно охарактеризовать как профессионально-ориентированное мышление, которое позволяет индивиду определять скрытые закономерности, устанавливать соответствия или несоответствия в бухгалтерской или налоговой отчетности, денежных потоках, учете затрат на производство, калькуляции себестоимости продукции или услуг и пр.; самостоятельно принимать обдуманные, взвешенные управленческие решения; самостоятельно обнаруживать и устранять ошибки бухгалтерской или налоговой отчетности. Также к сверхнормативным специальным способностям и качествам на современном этапе развития экономической сферы в нашей стране следует отнести проектные навыки и бережливое мышление. С 2016 г. в режим проектно-целевого управления были переведены все государственные программы. Проектно-целевой подход активно внедряется в крупных корпорациях и государственных организациях, используется для управления инновациями в образовательных организациях, в том числе и высшего образования (Борытко и др. 2015; Татьянина 2016). Проектные навыки, или компетенции, формируются именно в процессе разработки, инициации, открытия, реализации и завершения проектных работ. Следовательно, данные навыки по своей сути практико-ориентированы. Бережливое мышление - это концепт технологий бережливого управления, или lean-технологий, которые разрабатывались в 60-х гг. XX в. в Японии (родоначальник - концерн «Тойота»), позже - в США, и в настоящее время зарекомендовали себя как эффективные технологии менеджмента (Вумек, Джонс 2005; Вэйдер 2011; Монден 1989). Если проектное управление нацелено на внедрение инноваций в производство, то бережливые технологии позволяют оптимизировать текущие процессы, тем самым сократить затраты и увеличить ту или иную ценность. Бережливое мышление, таким образом, позволяет экономить время и ресурсы. В современной производственной сфере, в том числе и в сфере экономики, данные технологии заняли прочное место, поэтому для будущего экономиста владение проектным и бережливым мышлением позволяет быть конкурентоспособным и востребованным специалистом на рынке труда. Социально-личностные качества детерминируют основные сферы профессионального взаимодействия будущего экономиста: взаимодействие с клиентами, коллегами, руководством и управление коллективом. В качестве нормативных социально-личностных качеств рассматриваются коммуникативные способности (умение работать в команде, устанавливать эффективные модели межличностного взаимодействия, способность к кооперации) и умения разрешать конфликты. К сверхнормативным социально-личностным качествам относятся навыки командообразования и клиентоориентированность. Командообразование выступает сегодня одним из наиболее востребованных методов управления организацией, противопоставленных жесткому методу административного контроля (Бронштейн 2004; Куликова 2015). Команда обладает такими признаками, как общее видение миссии и стратегии организации (подразделения), корпоративная культура, взаимозаменяемость, гибкость, высокая скорость реакции на изменения, стремление к инновационной деятельности, сплоченность и мотивированность (Кричевский, Дубовская 2001). Следовательно, навыки командообразования - это умения работать в команде, а также способности к формированию команды. Клиентоориентированность также выступает актуальным трендом экономической сферы деятельности. Клиентоориентированный подход нацеливает на долгосрочное взаимодействие с клиентами и партнерами, основан на предвосхищении ожиданий клиента или партнера (Полонский, Сердюкова 2005). Для проверки уровня сформированности профессионально значимых качеств будущих экономистов был проведен констатирующий эксперимент на базе ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». В исследовании приняли участие 44 студента и 18 членов экспертной группы (11 преподавателей, 7 работодателей). В ходе констатирующего эксперимента был разработан диагностический инструментарий оценки профессионально значимых качеств будущих экономистов, включающий в себя критерии, показатели, уровни, методики диагностики. Первый критерий - аксиологический - позволяет оценить уровень сформированности качеств-отношений, а именно, отношения к себе, профессии и обществу. В качестве показателей данного критерия в исследовании были определены профессиональная мотивация, профессиональные ценности, гражданская позиция. В качестве методик измерения выступают методики, разработанные различными авторами, валидность и объективность которых была уже доказана в науке. В частности, это методики К. Замфир в модификации А. Реана (Реан, Коломинский 2000: 237-239), М. Рокича (Карелин 2002: 25-27), тест М. Куна и Т. Мак-Партланда в модификации И.В. Кожанова (Кожанов 2014). Следующие критерии описывают три уровня локализации профессионально значимых качеств будущих экономистов: личностный, профессиональный и социальный. Второй критерий - индивидуально-личностный - нацелен на оценку индивидуально-личностных качеств и способностей, нормативных (эмоциональная уравновешенность, дисциплинированность, объективность и честность) и сверхнормативных (гибкость мышления, профессиональная мобильность, способность к самообразованию и саморазвитию). Оценка данного критерия по показателям также осуществляется с помощью известных методик: тест «11 личностных факторов» (Бардина, Преснова 2010), методики А.С. Лачинса (Никифоров и др. 2003: 298-300), Г.С. Никифорова (Никифоров и др. 2003: 302-310), Л.Н. Бережновой (Фетискин и др. 2002: 286-288). Профессионально-личностный критерий может быть оценен через такие показатели, как аналитические, синтетические способности, прогностические способности (характеризуют нормативные специальные качества и способности) и критическое, проектное, бережливое мышление (характеризуют сверхнормативные специальные качества и способности). Нормативные способности поддаются оценке с помощью теста Р. Гарднера (Болотова 2019: 234). Для оценки показателей сформированности сверхнормативных специальных качеств и способностей в исследовании применяется метод экспертных оценок. Применение данного метода диагностики осуществлялось в условиях наблюдения за студентами со стороны экспертов. Для оценки уровня сформированности показателя «проектное мышление» студентам было предложено разработать групповые проекты. Экспертная оценка их деятельности осуществлялась на проектной сессии, когда студенты посредством мозгового штурма определяли основные контуры будущих проектов, а также в ходе защиты проектных идей. Оценка по показателю «бережливое мышление» осуществлялась в подобных условиях, только в данном случае студенты участвовали в фабрике процессов, на которой они активно вовлекались в имитационную деятельность, учились оптимизировать процессы посредством картирования. Оценка показателя «критическое мышление» осуществлялась экспертами в ходе проектной сессии и фабрики процессов. Для осуществления качественной экспертной оценки деятельности студентов был разработан чек-лист. Последний, четвертый критерий - социально-личностный - позволяет оценить уровень сформированности социально-личностных качеств и способностей по таким показателям, как коммуникабельность, умения разрешать конфликты (нормативные) и клиентоориентированность, командообразование (сверхнормативные). Оценка уровня сформированности данных показателей производилась посредством методик Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова (Фетискин и др. 2002: 99-107, 116, 190), а также теста О.Н. Бардиной, Т.А. Пресновой (Бардина, Преснова 2010). Оценка результативности предполагает соотнесение сформированных профессионально значимых качеств по следующим уровням: недостаточный, достаточный, сверхдостаточный. Достаточный уровень обеспечивает профессиональную деятельность будущего экономиста на достаточном уровне, который соотносится с предписываемыми ему должностными обязанностями. Сверхдостаточный уровень способствуют успешной и эффективной профессиональной деятельности. В ходе констатирующего эксперимента были получены следующие результаты. Недостаточный уровень демонстрируют 29,92% студентов, достаточный - 70,08% студентов. Сверхдостаточный уровень не обнаруживается ни у кого из студентов обеих групп. Эти данные свидетельствуют об относительно устойчивом влиянии традиционного образовательного процесса на формирование нормативных профессионально значимых качеств, однако вызывает обеспокоенность наличие высокой доли студентов, имеющих недостаточный уровень сформированности профессионально значимых качеств. Кроме того, отмечается ненаправленность традиционного образовательного процесса на формирование сверхнормативных профессионально значимых качеств.

About the authors

S. V Mishina

Bunin Yelets State University


Applicant to the Department of Pedagogy and Educational Technologies, Senior Lecturer at the Department of Accounting and Auditing

References

  1. Бардина О.Н., Преснова Т.А. Тест «11 личностных факторов». URL: https://psytest.ht-lab.ru/katalog-testov/lichnost/11lf/
  2. Болотова А.К. Настольная книга практикующего психолога. М., 2019.
  3. Борытко Н.М., Иванова О.Л., Фастова Е.И. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями.
  4. Волгоград, 2015. Бронштейн М. Управление командами: теория и практика построения эффективной команды. М., 2004.
  5. Вумек Д.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М., 2005.
  6. Вэйдер М. Инструменты бережливого производства: мини-руководство по внедрению методик бережливого производства. М., 2011.
  7. Герасимова Л.Н. Профессиональные ценности и этика бухгалтеров и аудиторов. М., 2019.
  8. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993.
  9. Дмитриева М.А., Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование. 2000. № 4. С. 18-30.
  10. Жиронкина О.В. Формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово, 2003.
  11. Зеер Э.Ф. Развитие профессионального образования. Екатеринбург, 2000.
  12. Ивашкевич В.Б. Профессиональные ценности и этика в бухгалтерском учете и аудите. М., 2014.
  13. Карелин А.А. Психологические тесты. М., 2002. Т. 1.
  14. Карпов А.В. Психология труда. М., 2013.
  15. Картежникова А.Н. Контекстный подход к обучению математике как средство развития профессионально значимых качеств будущих экономистов-менеджеров: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2005.
  16. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.
  17. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России. М., 2008.
  18. Кодекс этики профессиональных бухгалтеров. Новосибирск, 2011.
  19. Кожанов И.В. Диагностика сформированности гражданской идентичности у студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1504-1508.
  20. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
  21. Кудряшов О.А. Формирование профессионально значимых качеств информатика-экономиста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.
  22. Куликова Т.И. Технология командообразования в современной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 9. С. 31-35.
  23. Лазуткин В.И. Психология профессиональной деятельности. Одинцово, 2007.
  24. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  25. Монден Я. Тойота: методы эффективного управления. М., 1989.
  26. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2003.
  27. Полонский С.Ю., Сердюкова А.Э. Теория и методология системной организации клиентоориентированных предпринимательских структур. СПб., 2005.
  28. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000.
  29. Татьянина Е.П. Подготовка будущих педагогов к управлению проектными кластерами. Челябинск, 2016.
  30. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002.
  31. Чугунова Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 136-142.
  32. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М., 2010.
  33. Яруллина А.Ш., Никишина С.Р. Формирование профессионально значимых качеств при становлении студента как субъекта профессиональной деятельности // Вестник ЧГПУ. 2012. № 11. С. 226-231.

Statistics

Views

Abstract - 0

PDF (Russian) - 0

Article Metrics

Metrics Loading ...

Refbacks

  • There are currently no refbacks.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies