Conditions for professional development of teachers in the system of higher education


Cite item

Full Text

Abstract

This paper deals with the scientific analysis of organizational and methodological support provided in training of future teachers and educators. This analysis has revealed a number of major trends in innovative training. The author has considered the learning process in modern educational institutions in terms of spiritual and moral upbringing, including development through the values of pedagogical culture, i.e. orienting the future education professionals towards the real social problems and needs. The paper describes the organizational and teaching conditions affecting the professional development of highly qualified educators and the organizational and pedagogical mechanism of their professional development. The study has revealed the organizational and pedagogical conditions with a positive potential for real support of occupational training. The author has also analyzed the optimization of university education, which implies that the optimization is impossible without a systematic monitoring of students and informed choice of the teaching means and methods that promote objective results at least cost. In addition, optimization depends on personal characteristics of a teacher, such as his or her creative thinking, motional responsiveness, in-touch capabilities. Methodical support of students training based on specific set of sources, methods, techniques and teaching conditions is crucial factor in optimizing the learning process. It contributes to the development of general and professional culture and capacity building of future educators. Organizational and pedagogical conditions are aimed at stimulating the teaching and learning activities and are designed to accompany the continuous educational process within a specific educational system. This is conditioned by the need to maintain constant pedagogical effect of all organizational and pedagogical conditions on the professional development of highly qualified educators. A future teacher is able to accumulate the required knowledge and broaden his or her outlook through continuous occupational training, studying of relevant reference sources and practical teaching at school. Another relevant aspect of training future educators is diagnosing various sources of teaching information and finding ways to correct the available alternative sources of information. The position of a teacher in supporting student’s work is an accompanying one, as it involves providing aid in student’s cognitive activity, self-analysis, analysis of the situation, goal setting, selection of optimal means and methods.

Full Text

Личностное и профессиональное развитие учителя, процесс его профессиональной подготовки является одним из важнейших объектов научного познания и организационно-управленческих решений преподавателя в системе высшего образования. При этом реализация современных технологий призвана обеспечить как личностный рост, так и формирование психологических и педагогических новообразований будущих педагогов, самым важным из которых является способность к созданию новой позиции личности в отношении к миру, к психолого-педагогической науке, к самому себе. Осуществленный нами анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить ряд ведущих тенденций инновационной подготовки будущих учителей: ориентация на непрерывное целостное развитие обучаемых как активных субъектов образования; создание гибких саморазвивающихся моделей систем профессиональной подготовки, строящихся на принципах гуманизации, непрерывности профессионального образования; перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, реализация принципа инновационности, методическое сопровождение образовательного процесса. В соответствии с гуманистическими идеями педагогическое руководство деятельностью обучаемых рассматривается как процесс организации продуктивного общения, сотрудничества и сотворчества воспитанников и наставников, педагогической поддержки обучающихся в самореализации, самоорганизации, в самосовершенствовании. Подготовка специалиста в современном образовательном учреждении - процесс духовно-нравственного совершенствования, одухотворения личности, в том числе на основе приобщения к ценностям педагогической культуры, как мировой, так и отечественной. В связи с этим «процесс гуманитаризации педагогического образования обеспечивается не только предметным содержанием, но и способами развертывания этого содержания, адекватными гуманитарной природе самого знания и процесса образования» [5. С. 14]. Проектирование нового содержания педагогического образования закономерно сопровождается разработкой средств его инструментального, технологического и организационно-методического сопровождения. Эти задачи со всей очевидностью потребовали решения проблемы оптимального организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки будущих учителей в высшей школе. Теоретическое осмысление профессиональной подготовки педагогов мы связываем с ориентацией содержания гуманитарного образования на реальные проблемы и потребности социума. Профессиональная подготовка учителя начальных классов строится на принципах целостности и преемственности; основывается на психолого-педагогических закономерностях социальных процессов и явлений; предполагает достижение конкретных целей образования и практической деятельности специалистов в области педагогики начального образования. Организационно-педагогический механизм профессионального становления учителя предполагает эффективное использование преимуществ как традиционных форм и методов обучения, так и внедрение инновационных методик обучения с ориентацией на региональный социальный заказ, обеспечение учебного процесса современной методической, учебной и научной литературой, совершенствование технических средств обучения, использование компьютерной техники для осуществления качественного учебного процесса по дистанционным технологиям. Мы считаем, что качество профессионального образования связывается не только с вещественно-социальной организацией образовательного процесса, но и с ценностно-мотивационной сферой будущего специалиста. Триада «потребность - мотив - цель» выступает как вектор деятельности, определяющий ее гуманистическую направленность, как регулятор управленческой деятельности, направленной на эффективную подготовку студентов к профессиональной деятельности в социуме. Проводимое научно-педагогическое исследование позволило нам утвердиться во мнении, что эффективность предпринимаемых в опытно-экспериментальной работе наставнических мер по организационно-методическому обеспечению профессиональной подготовки студентов на факультете педагогики и психологии университета в значительной мере опосредуется актуальными организационно-педагогическими условиями - теми жизненно-практическими обстоятельствами, которые преднамеренно создаются субъектами педагогического действия в функционирующей образовательно-воспитательной системе вуза. В процессе нашего научно-педагогического исследования были выявлены как обладающие позитивным потенциалом для реального организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки вузовской молодежи шесть таких организационно-педагогических условий. Условие первое: оптимизация профессиональной подготовки студенчества академии за счет целенаправленной актуализации книжных фондов вузовской библиотеки и методического кабинета на факультете. Условие второе: усиленное обращение внимания обучающихся и обучаемых на педагогико-методическую литературу научного характера. Условие третье: целеустремленное пополнение фонда методического кабинета факультета инновационными разработками урочных занятий и воспитательных мероприятий с учащимися. Условие четвертое: оформление и постоянное функционирование в методическом кабинете фотомонтажей и стендов, выставочных экспозиций по материалам жизнедеятельности лучших общеобразовательных, специализированных и дополнительных учреждений системы образования. Условие пятое: функционирование в методическом кабинете информационного стенда о новинках в научно-педагогической и практико-методической литературе, в жизнедеятельности учебно-воспитательных учреждений в своем городе, в регионе, в Российской Федерации. Условие шестое: участие сотрудников методической службы в организации предметно-деловых встреч с ведущими учеными и методистами, с профессорами и опытными преподавателями из педагогических вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы и других городов. Оптимизация обучения и воспитания студентов связана с сознательным выбором средств, приемов и методов, способных при наименьшей затрате сил и энергии, здоровья, времени и финансов дать объективные результаты, которые бы соответствовали поставленной цели (Ю.К.Бабанский, Н.В.Басова, В.П.Беспалько, Е.В.Головнева, В.А.Ситаров, В.Г.Маралов, А.В.Мороз, О.П.Околелов, М.М.Поташник, В.А.Сластенин и др.) [1, 2, 3, 4, 5]. Следует отметить, что оптимизация невозможна без систематического изучения студента и выбора оптимальных вариантов его деятельности. Преподавателю необходимо владеть умением комплексно планировать задачи обучения и воспитания, развивая способности студентов на основе изучения их реальных возможностей, правильно выбирать методы, средства и формы организации обучения и воспитания. Кроме того, на оптимизацию обучения влияют личностные особенности преподавателя: творческий поисковый стиль мышления, эмоциональная отзывчивость, контактность в общении. Мы считаем, что методическое сопровождение подготовки учителей начальных классов на основе использования определенного комплекса источников, методических приемов и педагогических условий, по нашему мнению, - важный фактор оптимизации процесса обучения студентов, способствующий наращиванию потенциала общей и профессиональной культуры будущих специалистов по обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста. Организационно-педагогические условия нацелены на стимулирование преподавательской и студенческой активности в устремлении будущих учителей к освоению педагогического профессионализма и призваны сопровождать процесс профессиональной подготовки студентов непрерывно в рамках функционирования соответствующей образовательно-воспитательной системы. Отсюда - необходимость постоянного поддержания субъектами педагогического действия оптимального влияния всех наличных организационно-педагогических условий на профессионально-педагогическое становление потенциальных высококвалифицированных специалистов для системы образования. Таким образом, можно сделать вывод, что удовлетворение потребности будущего педагога в накоплении педагогической информации и расширении мировоззренческого горизонта представляет собой процесс непрерывного профессионального образования путем ознакомления с соответствующей литературой и школьной практикой. Следовательно, для преподавателя актуальны как диагностирование различных источников учебной информации, так и поиск путей коррекции имеющихся в наличии альтернативных источников информации. Сопровождающая позиция преподавателя по отношению к студенческой деятельности предполагает помощь студенту в овладении способами познания, самоопределения, анализа возникшей ситуации, формулирования целей, отбора оптимальных средств для их достижения.
×

About the authors

N. A Golovneva

Sterlitamak branch of Bashkir state university

Senior Lecturer at the Department of Primary Education Pedagogy

References

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
  2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д, 2000.
  3. Головнева Н.А. Организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки учителей-воспитателей // Среднее профессиональное образование. 2009. № 9.
  4. Головнева Е.В. Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителя. Стерлитамак, 2010.
  5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. М., 2000.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies