Samara Journal of ScienceSamara Journal of Science2309-43702782-3016Samara State University of Social Sciences and Education3439310.17816/snv201983311Research ArticleModern formats of methodical training of students majoring in biologyMitinaElena Garisonovna<p>doctor of pedagogical sciences, associate professor, professor of Natural Sciences Department</p>elena_mitina08@mail.ruKryshtopVictoria Anatolyevna<p>candidate of pedagogical sciences, associate professor of Natural Sciences Department</p>kryshtop13@yandex.ruMurmansk Arctic State University050820198329530002062020Copyright © 2019, Mitina E.G., Kryshtop V.A.2019<p>The paper is devoted to the study of students attitude to the process of methodical training in high school. The authors describe some examples of the formatting of the methodological training of biology students, such as the form of education, the educational format, the format of training and others. The authors present the analysis results of student survey about the preferences in choosing one format or another; the principles for the inclusion of new formats in the learning process in higher education institutions were defined. The paper shows that, at the present stage, the formats of methodical training, based on the direct interaction of all subjects of the educational process, are the most demanded ones by students, while learning formats on the Internet space are less attractive for respondents. The authors of the paper, on the basis of students views study, found that the development of other subjects of the educational process and the continuous improvement of their qualifications are most important for the successful formatting of the methodological training of a teacher-biologist. The principles of new formats inclusion into the learning process presented by the authors in this paper focus it on expanding the boundaries of educational systems in accordance with modern trends in education the development, noted in new educational standards.</p>form of training organizationtraining formatorganizational forms and teaching methodsteacher trainingmethodical trainingmethodological training moduleseducational environmentprinciples of formats inclusionimplementation of modern formatsinternet spaceформа организации обученияформат обученияорганизационные формы и методы обученияпрофессиональная подготовка педагоговметодическая подготовкамодули методической подготовкиобразовательная средапринципы включения форматовреализация современных форматовинтернет-пространство[Примерные основные образовательные программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование», уровень высшего образования – бакалавриат и 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование», уровень высшего образования – магистратура. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 127 с.][Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.][Митина Е.Г. Современные форматы обучения в методической подготовке студентов-биологов // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: сборник статей междунар. науч.-практ. конф. (14–17 ноября 2017 г.). Вып. 15 (2), Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 180–182.][Капцов А.В., Колесникова Е.А. Становление субъективности студентов в вузе в аспекте компетентностного подхода // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 1 (23). С. 16–33.][Селезнева М.В. Исследование субъективности преподавателя вуза с позиций эффективности его образовательной деятельности // Личностно-профессиональное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты: мат-лы науч.-практ. конф. / под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательство «Перо», 2018. С. 240–244.][Пасечник В.В. Проблемы подготовки учителей биологии в условиях модернизации отечественного образования // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посв. 130-летию со дня рожд. А.С. Макаренко. 15–16 марта 2018 г., Москва, МГОУ / под ред. Е.И. Артамоновой. В 2 ч. Ч. 2. М.: МАНПО, 2018. С. 260–264.][Концепция поддержки развития педагогического образования [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/пресс-центр/3875.][Недюрмагомедов Г.Г., Вагабова Н.Я., Исаева П.И. Формирование профессиональной компетенции у будущего учителя биологии // XXVIII Ершовские чтения: сб. науч. ст. / отв. ред. С.А. Еланцева. Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. С. 26–28.][Андреева Н.Д. Когнитивный компонент исследовательской деятельности студентов-биологов // Вестник ПГУ. 2018. № 3. С. 41–48.][Азизова И.Ю. Система методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и технологизации высшего педагогического образования: монография. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 149 с.][Скулов П.В. Повышение эффективности профессионально-методической подготовки учителя на основе принципа динамического баланса (на примере подготовки учителя физики): дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2011. 327 с.][Антонова Н.А. Методическая подготовка студентов бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» средствами экспериментальных задач // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. О.Р. Шефер. Вып. XIV. Челябинск: Край Ра, 2018. С. 223–229.][Беленок И.Л. Теоретические основы профессионально-методической подготовки учителя в педагогическом вузе (на примере подготовки учителя физики): дис. … д-ра пед. наук. Новосибирск, 2000. 345 с.][Карташова Н.С. Отбор содержания методической подготовки бакалавров естественнонаучного образования (профиль подготовки «Экология») // Университет XXI века: научное измерение: мат-лы науч. конф. профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2011. С. 157–158.][Махмудова Н., Кобилов В. Содержание научно-педагогических понятий «Методическая подготовка» и «Профессионально-методическая подготовка» учителя в научных исследованиях // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. 2012. № 3 (31). С. 104–114.][Магомедов Р.М. О необходимости введения курса «Инновационные организационные формы обучения» в методическую подготовку учителя информатики // Информатика и образование. 2016. № 5 (274). С. 57–59.][Раисова А.М. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий эффективного управления методической подготовкой будущего учителя в условиях университета // Наука и общество: проблемы современных исследований: ХI междунар. науч.-практ. конф.: сб. статей в 2 ч. Ч. 1 / под ред. д-ра филол. наук, профессора А.Э. Еремеева. Омск: Изд-во ОмГА, 2017. С. 97–101.][Семенов А.А., Соловьева В.В., Яицкий А.С. Полифункциональная подготовка будущих учителей в контексте федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6, № 3 (20). С. 307–312.][Разаханова В.П., Борзова З.В. Применение интерактивных технологий в методической подготовке студентов-биологов в педагогическом вузе // Наука и образование: состояние, проблемы, перспективы развития: мат-лы науч. сессии профес.-преподават. состава Дагестан. гос. пед. ун-та, посв. 100-летию создания первого в Дагестане пед. ин-та. Махачкала: ДГПУ, 2018. С. 580–583.][Ахромушкина И.М., Валуева Т.Н. Из опыта использования интерактивных технологий в методической подготовке бакалавров направления подготовки «Химия» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 26–30.]