Samara Journal of ScienceSamara Journal of Science2309-43702782-3016Samara State University of Social Sciences and Education2537710.17816/snv201871301Research ArticlePedagogical system of military-professional competencies development of prospective reserve officers of the Russian Federation armed forcesAntonovGennady Mikhailovich<p>candidate of pedagogical sciences, lecturer of Military Department</p>antgm@mail.ruAfanasevAndrey Konstantinovich<p>candidate of pedagogical sciences, professor of Military Department</p>aak36@mail.ruMikhilkevichValentin Nikolaevich<p>doctor of technical sciences, professor of Psychology and Pedagogy Department</p>j918@yandex.ruSamara State Technical University010320187123423811032020Copyright © 2018, Antonov G.M., Afanasev A.K., Mikhilkevich V.N.2018<p>The paper presents theoretical and methodological foundations for the construction and practical implementation of the pedagogical system of military-professional competencies development of prospective reserve officers of the RF armed forces. The authors justify the urgency of social and economic expediency and specificity of the reserved for the Armed Forces officers training in civil technical universities. The authors give theoretical and experimentally confirmed justification of content and structure of military-professional competence of the reserved future officer. The authors have generalized an algorithmic model of pedagogical system of students (prospective reserve officers of the military-professionals) competence development. Its structure contains ten functional, interrelated and consistently implemented blocks. The authors describe a functional purpose and essential content of each block of the system model. Special attention is given to the modular technology of military-professional competence development, principles of organization, methods and techniques of its implementation. The authors provide data of a pedagogical experiment that identifies students level of military-professional competence development in the experimental and control groups at the levels of their cognitive, operational and activity components development.</p>technical institute studentsreserve officersmilitary-professional competenciespedagogical systempedagogical system modelmodular technology of educationevaluation criteriaevaluation toolsстуденты технического вузаофицеры резервавоенно-профессиональные компетенциипедагогическая системамодель педагогической системымодульная технология обучениякритерии оценкиоценочные средства[Постановление Правительства Российской Федерации № 768 от 12 октября 2000 года «Об обучении граждан Российской Федерации по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // Собрание законодательства РФ 2000 г. № 43, ст. 4238.][Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования и науки РФ «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» от 10 июля 2009 г. № 666/249 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 44, 02.11.2009.][Антонов Г.М. Профессиональные компетенции офицеров запаса автомобильных войск: алгоритм обоснования, содержание, структура // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2013. № 1 (19). С. 5-10.][Антонов Г.М. Методика обоснования профессиональных компетенций студентов - будущих офицеров запаса автомобильных войск // Современные проблемы подготовки специалистов на основе компетентностного подхода: материалы всерос. науч.-практ. конф. Димитровград, 2013. С. 12-18.][Ильмушкин Г.М. Моделирование процесса формирования исследовательских компетенций студентов технического университета // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2015. № 1 (25). С. 84-92.][Михелькевич В.Н., Попов Д.В., Антонов Г.М. Деятельностный подход к формированию у курсантов личностных профессионально-значимых качеств // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. науч.-практ. конф. Самара: Самарский юридический институт ФСИН, 2014. С. 68-74.][Кислякова О.П. Способы оценивания компетентностной технологии обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. № 2 (22). С. 76-86.][Севостьянов С.И., Антонов Г.М., Афанасьев А.К., Потапов А.И. Восстановление военной автомобильной техники: учебное пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, 2014. 240 с.][Шадрин В.А. Особенности профессиональной подготовки будущих офицеров в военном институте // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства: материалы всерос. научно-практической конференции с международным участием. Самара: СЮИ ФСИН, 2014. С. 315-319.][Афанасьев А.К., Михелькевич В.Н. Компетентностный подход к профессиональной подготовке офицеров запаса автомобильных войск // Наука и образование - 2008: сб. докл. междунар. науч.-техн. конф. Мурманск: ММБИ, 2008. С. 950-953.][Лобанов А.П., Дроздова Н.В. Модульный подход к системе высшего профессионального образования. Основы структурализации и метапознания. Минск: РИВШ, 2008. 84 с.][Матушкин Н.Н., Столбова Н.Д. Структурная модель образовательной программы при модульно-компетентностном подходе // Управление качеством инженерного образования и инновационные образовательные технологии: сборник докладов междунар. науч.-метод. конф. Ч. 1. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. С. 30-36.][Овчинникова Л.Д. Теория и практика управления самостоятельной работой студентов-заочников: монография. Самара: Самарский государственный университет путей сообщения, 2012. 191 с.][Антонов Г.М., Михелькевич В.Н. Информационно-дидактическая база формирования у студента технического университета профессиональных компетенций офицера запаса // Информационные технологии в социальной сфере: материалы междунар. заочной науч.-практ. конф. Самара: ПГСГА, 2013. С. 13-18.][Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авт., под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС, 2011. 432 с.][Антонов Г.М. Исследование эффективности системы компетентностной профессиональной подготовки офицеров запаса автомобильных войск // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2013. Т. 15, № 2-4. С. 865-869.][Кальней В.А., Матвеева С.В. Проблема комплексной оценки качества профессиональной подготовки студентов в условиях компетентностного подхода // Вестник РМАТ. 2011, № 3 (3). С. 120-124.][Дульзон А.А., Васильева О.М. Система самооценки и оценки компетенций научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. 2014. № 5 (14). С. 61-72.][Антонов Г.М., Афанасьев А.К. Использование компетентностно-модульной технологии подготовки офицеров запаса на военных кафедрах гражданских вузов // Современные проблемы подготовки специалистов атомной отрасли: материалы всерос. науч.-практ. конф. Димитровград: Димитровградский инженерно-технологический институт, 2015. С. 20-25.][Михелькевич В.Н., Овчинникова Л.П. Учебный модуль-конструкт самоуправляемой дидактической системы формирования предметных компетенций // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2011. № 1 (15). С. 83-88.]