Samara Journal of ScienceSamara Journal of Science2309-43702782-3016Samara State University of Social Sciences and Education2221410.17816/snv20164316Research ArticleFeatures of a competency approach to the university education content implementationSemenovaNatalia Nicolaevna<p>senior lecturer of Information and Communication Technologies in Education Department</p>semnatnic@pgsga.ruSamara State University of Social Sciences and Education011220165422422810032020Copyright © 2016, Semenova N.N.2016<p>The following paper deals with the reasons for the reorganization of the educational system, as well as the reasons for updating the content of education and technology. The author describes the goals of modern education, the problems of future teacher training, the problems of the Russian education system modernization, requirements for graduates of higher education institutions, the reasons of the transition from the knowledge and skills to competences, the content of the competence concept with respect to educational activities, the problems of professional competence development at graduates whose major is Teacher Education, the process of future teacher professional competence development. The author states that the competence approach implementation will affect the quality of education. The paper also deals with the problem of raising the level of future teacher professional competence. Crucial competencies are described. The paper contains the definition of professional competence, focusing on the professional competence of the teacher, the definition of value-semantic competence, general cultural competence, educational and cognitive competence, informational competence, communicative competence. The article analyzes the problems of competence-based approach implementation in the educational system, as well as the necessity of educational activities content change in higher education institutions.</p>competence approachknowledgeskillscompetencethe purpose of educationprofessional competencecrucial competenciesvalues and sense of competencegeneral cultural competenceeducational and cognitive competenceinformational competencecommunicative competenceкомпетентностный подходзнанияумениянавыкикомпетенциякомпетентностьцель образованияпрофессиональные компетенцииключевые компетенцииценностно-смысловые компетенцииобщекультурные компетенцииучебно-познавательные компетенцииинформационные компетенциикоммуникативные компетенции[Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 576 с.][Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологическому портрету. М.: Центр социологии образования РАО, 2014. 70 с.][Собкин В.С., Адамчук Д.В. К вопросу о профессиональном развитии педагога: повышение квалификации и членство в педагогических сообществах. Тюмень: Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2015. 180 с.][Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М., 1987.][Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета, 2002. № 31.][Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. М, 2000.][Сластенин В.А. Реализация новых компетентностных стандартов в образовательном процессе. М.: «Высшее образование», 2011. 329 с.][Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. 22 июня. – http://eidos.ru/journal/2004/0622–09.htm.][Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. 2003. № 3. С. 3–10.][Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: АСТЭМ, 2010. 433 с.][Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46–49.][Гирка И.В. Формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики в процессе профессиональной подготовки // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 42–45.][Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69–72.][Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Развитие профессиональной компетентности будущего специалиста как качества личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 36–38.][Власенко С.В., Хрущев В.А. Формирование профессиональной компетентности в работе с детьми группы риска студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 18–21.][Смагина А.А. Профессиональная компетентность учителя истории в формировании базовых национальных ценностей у старшеклассников // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 8 (12). С. 156–161.][Притуляк Л.Н. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей ДНЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 71–74.][Коваль В.А. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей-филологов в научной среде // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 20–23.][Богданова А.В., Глазова В.Ф. Технология учебных полей как эффективный инструмент формирования профессиональной компетентности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 32–35.][Коваль В.А. Периодизация становления профессиональной компетентности будущих учителей-филологов (ретроспективный анализ) // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 3. С. 15–18.][Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Профессиональная компетентность бакалавра // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1 (10). С. 22–23.][Деревянко Е.В. Формирование профессиональной компетентности будущих горных инженеров в условиях интерактивных технологий обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 19–22.][Митрофанова Е.А. Система формирования информационной компетентности у будущих специалистов. Вольск: изд-во ВПК, 2010. 188 с.][Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS / SC / Sec. (96) 43. Берн, 1996.][Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.][Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2005, 12 декабря. – http://eidos.ru/journal/2005/1212.htm.][Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71–73.][Замара Е.В. Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 55–59.][Богданова А.В. Актуальные вопросы формирования информационно-коммуникативной компетентности у студентов вузов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 9–13.][Богданова А.В. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов вуза с применением технологии учебных полей как научная проблема // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 46–50.][Замара Е.В. Информационно-технологическая компетентность личности в условиях современного среднего профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 29–31.][Метелева Л.А. Формирование коммуникативной компетентности как средство развития ситуативной адаптивности студентов в процессе обучения иностранному языку // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2. С. 45–47.][Метелева Л.А. К вопросу о взаимосвязи социализации и формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе обучения иностранному языку // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 49–51.][Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности – аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45–49.][Толикина Е.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов посредством интегративного курса литературы // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 71–74.][Иващенко О.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих специалистов государственной службы по чрезвычайным ситуациям // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 20–23.][Смирнова Е.В. Формирование коммуникативного пространства языковой среды в условиях иноязычного информационного и коммуникационного взаимодействия // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 33–36.][Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2002, 23 апреля. – http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm]