Samara Journal of ScienceSamara Journal of Science2309-43702782-3016Samara State University of Social Sciences and Education2162010.17816/snv201981308Research ArticleInterpretation of the communicative approach in the education of primary school in an inclusive class by the participants of the educational process (based on the study of educational institutions of Perm Krai)KosolapovaLarisa Aleksandrovna<p>doctor of pedagogical sciences, professor of Pedagogy Department</p>la_kossolapova@list.ruLyskovaGuzal Tagirovna<p>postgraduate student of Pedagogy Department</p>gusal-s@mail.ruPerm State Humanitarian Pedagogical University280220198126026510032020Copyright © 2019, Kosolapova L.A., Lyskova G.T.2019<p>The research work deals with the study of the concept of communicative approach in the education of children with disabilities, the study gives the definition of communication, competence, speech activity, inclusive education. The research attempts with the review of theoretical literature on the problem of the communicative approach in teaching children with disabilities in general education institutions of the Russian Federation. The authors analyze the material of the regulatory framework for the implementation of inclusive education in the Russian Federation, refers to the empirical base of research questionnaires of teaching staff of educational institutions through the prism of the viability of inclusive teaching methods in Perm Krai. The authors point to the shortcomings of the forms of interaction between the teaching staff and children with special needs in the development, conclude that the implementation of the communicative approach in education is the most effective method of interaction within the framework of the inclusive education program in the Russian Federation, provide recommendations for the successful implementation of this approach. The analysis showed that information and communication competence most successfully developed in the work of small groups, with the group use of the case method in the application of the model method of training, especially when using different variations of business games and technologies based on the use of information and communication electronic technologies.</p>communicationsituation of communicationdisabled childchild with special needsinclusive educationeducational institutionspeech activityPerm Kraisocializationteaching staffкоммуникациякоммуникативная ситуацияинформационная и коммуникативная компетенцииребенок-инвалидребенок с особенностями в развитииречевая деятельностьинклюзивное образованиеобщеобразовательное учреждениеПермский крайсоциализацияпедагогический коллектив[Косолапова Л.А. Исторический анализ и модели процесса преподавания педагогики // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. 2009. № 4 (61). С. 98-101.][Косолапова Л.А., Матвеева О.В. Преподавание педагогики: от теории к практике // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 78-82.][Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 [Электронный ресурс] // https://docs.edu.gov.ru/document/ 75cb08fb7d6b269e9ecb078bd541567b.][Емельянова И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 274 с.][Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - http://pravo.gov.ru/proxy/ips/? docbody=&link_id=6&nd=102162745.][Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / под общ. ред. Н.В. Лалетина. Красноярск, 2013. С. 71-95.][Мельник Ю.В. Инклюзивное образование в контексте социализации детей с инвалидностью // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 1. С. 83-90.][Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. № 1. С. 221-225.][Пермский край в цифрах. 2018: Краткий статистический сборник. Пермь, 2018. 181 с.][Выготский Л.С. Развитие речи и мышления. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.][Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. 192 с.][Лубовский В.Н. Развитие словесной регуляции действий у детей в нормальном и нарушенном развитии. М.: Буки Веди, 2013. 200 с.][Ахапкина Я.Э. Отрыв от ситуации «здесь и сейчас» в аспектуально-темпоральной сфере на ранних этапах развития речи // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. Вып. 10: Возраст как фактор речевого поведения. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 5-22.][Доброва Г.Р. О некоторых аспектах усвоения лексической семантики детьми 3-6 лет: влияние «нового знания» на речевое поведение // Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. Вып. 10: Возраст как фактор речевого поведения. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. С. 30-48.][Малахова Ю.Н. Функционирование компетентностного подхода к образованию в рамках коммуникативной онтологии // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 375. С. 51-54.][Штерн А.С. Введение в психологию: Курс лекций / под ред. Л.В. Сахарного, Т.И. Ерофеевой, Е.В. Глазановой. 2-е изд., испр. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2006. 312 с.][Штерн А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Л., 1990. 411 с.][Овчинникова И.Г. Индивидуальная вариативность детских повествований как отражение различий в стилях освоения языка // Мерлинские чтения: «В.С. Мерлин и системное исследование индивидуальности человека»: мат-лы межрегион. юбилейной науч.-практ. конф., 19-20 мая 2005 г., Пермь. В 3 ч. Ч. 1. Россия, Пермский государственный педагогический университет, Пермское региональное отделение Российского психологического общества, 2005. С. 172-178.][Зырянова Е.В. Вариативность стратегий коммуникативного и речевого поведения (по материалам повествований пятилетних детей) // Язык и личность. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2006. С. 35-43.][Угланова И.А. Экспериментальное исследование механизма вероятностного прогнозирования (на материале субъективных оценок частот слов младшими школьниками). Пермь, 2005. 129 с.]