Samara Journal of ScienceSamara Journal of Science2309-43702782-3016Samara State University of Social Sciences and Education10493410.17816/snv2021104309Research ArticleCommunication activity of a digital society teacherStrekalovaNatalya Borisovna<p>doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of Applied Informatics Department, professor of Theory and Methods of Professional Education Department</p>snb_05@mail.ruTogliatti Academy of ManagementSamara National Research University0112202110428929414032022Copyright © 2021, Strekalova N.B.2021<p>The paper examines the stages of society informatization (automation, informatization and digitalization) in historical retrospect and their impact on education. It also defines changes in the activity of a teacher in a digital society and education digitalization: specifics of the teachers activity in a digital society due to changes in the object (virtual learner), subject (digitized data, digital traces of the students educational activities) and tools of activity (digital technologies and platforms, video conferencing, information processing technologies); the peculiarity of the teachers activity due to the teachers remote interaction with students (online and offline communication); difficulties and problems of the teachers communication interaction with students. The theoretical conclusions are supported by the results of a pilot study in which teachers of educational institutions of higher and secondary vocational education participated. The empirical data obtained revealed difficulties affecting the quality of knowledge transfer in online and offline communications, problems of information flow management, as well as a tendency to reduce problems related to compliance with the rules of network ethics.</p>digitalization of educationspecifics of the teacher’s activitycommunication activity of the teacheronline communicationoffline communicationprinciples and techniques of pedagogical communicationцифровизация образованияспецифика деятельности преподавателякоммуникационная деятельность преподавателяонлайн-коммуникацииофлайн-коммуникациипринципы и техники педагогических коммуникаций[Лапидус Л.В. Big Data, Sharing economy, Интернет вещей, роботизация: взгляд в будущее российского бизнеса // Перспективы развития электронного бизнеса и электронной коммерции: мат-лы III межфакультетской науч.-практ. конф. молодых ученых: доклады и выступления, Москва, 7 декабря 2016 года. М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2017. С. 5–24.][Беришвили О.Н., Стрекалова Н.Б., Храмцова А.Б. Ключевые компетенции отраслевых специалистов цифровой экономики // Цифровизация сельского хозяйства – стратегия развития: сб. междунар. науч.-практ. конф. (ISPS(WoS)-024). 2019. С. 76–79.][Вартанова Е.Л., Вырковский А.В., Макеенко М.И. и др. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: монография. М.: МедиаМир, 2017. 160 с.][Кешелава А.В., Буданов В.Г., Дмитров И.Д. Введение в «цифровую» экономику. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт геологических, геофизических и геохимических систем, 2017. 44 с.][Стрекалова Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25, № 2. С. 84–88.][Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107–113.][Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае: II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с.][Руднева Т.И., Стрекалова Н.Б. Образовательные риски в инновационных условиях педагогической деятельности: монография. Сызрань: Ваш Взгляд, 2018. 194 с.][Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Цифровое образование: особенности и терминология // Виртуальная реальность современного образования: идеи, результаты, оценки: мат-лы междунар. интернет-конф. (Москва, 8–11 октября 2018 года). М.: МГПУ, 2019. С. 93–99.][Санько А.М. Функции преподавателя в цифровом образовании // Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 20 февраля 2020 г.). Самара: Ваш Взгляд, 2020. С. 126–130.][Роберт И.В. Развитие дидактики в условиях информатизации образования // Профессиональное образование. 2013. № 9. С. 5–9.][Вайндорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3 (36). DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-3-1.][Стрекалова Н.Б. Компетенции преподавателя цифрового образования // Образование в современном мире: достижения, вызовы, перспективы: сб. науч. тр. всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (Самара, 20 февраля 2020 г.). Самара: Ваш Взгляд, 2020. С. 136–142.][Сысоева Е.Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза. Самара: Самарский университет, 2014. 144 с.][Шишонина Н.В., Соскова Е.Е. Специфика коммуникативной деятельности преподавателя // Фундаментальные и прикладные вопросы науки и образования: сб. науч. тр. II междунар. науч.-практ. конф. (Смоленск, 29 июля 2019 года). М.: МНИЦ «Наукосфера», 2019. С. 52–55.][Коротаева Е.В., Чугаева И.Р. Педагогическое взаимодействие: вопросы методологии и методики // Ученые записки государственного уральского университета. 2021. Т. 16, № 5. С. 159–167.][Бурилкина С.А., Супрун Н.Г., Томаров А.В. Проблемы взаимодействия преподавателей и студентов в электронном образовательном процессе технического вуза // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 38–41.][Стрекалова Н.Б. Управление качеством самостоятельной работы студентов в открытой информационно-образовательной среде: дис. … д-ра пед. наук. Самара, 2017. 588 с.][Колесникова И.А. Открытое образование: перспективы, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 12–23.][Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы [Электронный ресурс] // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019.]