Реализация права на образование детьми с миграционной историей: российские практики и зарубежный опыт (Окончание)
- Авторы: Варламова Н.В.1, Васильева Т.А.1, Сорокина Е.А.1, Чехарина В.И.1
-
Учреждения:
- Институт государства и права Российской академии наук
- Выпуск: № 8 (2024)
- Страницы: 126-133
- Раздел: Права и свободы человека и гражданина
- URL: https://snv63.ru/1026-9452/article/view/649100
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224080127
- ID: 649100
Цитировать
Аннотация
В статье исследована вовлеченность детей с миграционной историей в российскую систему образования – необходимое условие их интеграции в принимающее общество, будущей экономической и социальной успешности. Однако в школах обучается менее 20% детей-мигрантов, проживающих в Российской Федерации. В процессе обучения они сталкиваются с серьезными проблемами в связи с плохим знанием русского языка и пробелами в общеобразовательной подготовке, воспитанием в иной этнокультурной среде, часто отличающейся по своим ценностям и принятым правилам поведения. В России и зарубежных государствах реализуются разнообразные правовые и организационные меры, направленные на решение данных проблем и социальную адаптацию детей-мигрантов.
Полный текст

Об авторах
Наталия Владимировна Варламова
Институт государства и права Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: varlam_n@list.ru
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник сектора прав человека
Россия, г. МоскваТатьяна Андреевна Васильева
Институт государства и права Российской академии наук
Email: tan-vas@mail.ru
доктор юридических наук, доцент, главный научный сотрудник сектора прав человека
Россия, г. МоскваЕлена Александровна Сорокина
Институт государства и права Российской академии наук
Email: sorokina_ea@mail.ru
кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора прав человека
Россия, г. МоскваВалентина Ивановна Чехарина
Институт государства и права Российской академии наук
Email: chekharina@mail.ru
кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора прав человека
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Арефьев А. Л. Обучение детей из семей иностранных граждан в школах Москвы // Вестник РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2015. № 5. С. 158.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Обучение детей мигрантов в Западной Европе: существующие подходы и их эффективность // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобаческого. Сер.: Социальные науки. 2016. № 1 (41). С. 160.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации // Соц. исследования. 2013. № 2. С. 81–83, 91.
- Королева Л. В. Проблемы образования детей мигрантов в городе Москве // Вестник МГПУ. Сер. «Философские науки». 2019. № 2 (30). С. 30.
- Кузьмина Т. В. Просто русский. Развивающие материалы по обучению русскому языку как неродному для детей-мигрантов младшего школьного возраста. Методические рекомендации и упражнения. 2-е изд. СПб., 2022.
- Кузьмина Т. В., Павлюк М. В., Алимова Е. Л., Алимова Ю. Л. Прочитай, напиши, расскажи. Развивающие материалы для социальной адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста. СПб., 2019.
- Кузьмина Т. В., Удьярова А. В. Практическое пособие по языковой адаптации детей-инофонов. Методические рекомендации. Ленинградская область, 2020.
- Куприна Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. Т. 9. С. 71.
- Методические рекомендации по работе с детьми-мигрантами для сотрудников дошкольных и школьных образовательных учреждений. СПб., 2018.
- Организация работы по оказанию помощи детям мигрантов. Подходы и практики. Методические рекомендации. СПб., 2022.
- Плюгина И. В. Правовые средства адаптации иностранных граждан, обучающихся в Российской Федерации // Ежегодник росс. образовательного законодательства. 2021. Т. 16. № 21. С. 112.
- Создание условий социализации и адаптации детей-мигрантов: методические рекомендации / под общ. ред. Е. И. Минаевой. Ханты-Мансийск, 2019.
- Уполномоченный по правам человека в городе Москве. Проблемы защиты прав детей, не имеющих гражданства Российской Федерации, в городе Москве. М., 2018. С. 80, 81.
- Bulandra A., Kościółek J., Majcher-Legawiec U. Educational Community and School Systems: Poland. Migrant Children and Communities in a Transforming Europe. Koper, 2019. Pp. 23, 24, 26.
- Burner T., Carlsen C. Integrating Migrant Children in Primary Education: An Educator Survey in Four European Countries // Moving English Language Teaching Forward / ed. by M. Dypedahl. Oslo, 2022. P. 74.
- Jalušič V., Bajt V. Comparative Report on Reception Communities Migrant Children and Integration Through Education. Koper, 2021. P. 20.
- Jonsson J. O., Rudolphi F. Weak Performance – Strong Determination: School Achievement and Educational Choice among Children of Immigrants in Sweden // European Sociological Review. 2011. Vol. 27. No. 4. Pp. 487–508.
- Little D. The Linguistic and Educational Integration of Children and Adolescents from Migrant Background. Concept paper. 2010. P. 14 // Council of Europe Language Policy Division. URL: https://rm.coe.int/the-linguistic-and-educational-integration-of-children-and-adolescents/16805a0d1b (дата обращения: 21.08.2023).
- Lunneblad J. Integration of Refugee Children and Their Families in the Swedish Preschool: Strategies, Objectives and Standards // European Early Childhood Education Research Journal. 2017. Vol. 25. No. 3. Pp. 359, 360.
- Orange R. What Schools Do Foreigners in Sweden Send Their Children to and Are They Happy? // The Local. 14 February 2022. URL: https://www.thelocal.se/20220214/what-schools-do-foreigners-in-sweden-send-their-children-to-and-are-they-happy/ (дата обращения: 21.08.2023).
- Todorovska-Sokolovska V. Integracja i edukacja dzieci imigrantów w krajach UE. Ośrodek Rozwoju Edukacji // Instytut Spraw Publicznych. URL: https://www.isp.org.pl/uploads/drive/oldfiles/17880708880897304001270035288.pdf (дата обращения: 21.08.2023).
Дополнительные файлы
