Китайская Народная Республика, Конфуций, коммунистическая партия Китая: к особенностям развития
- Авторы: Султанов А.Х.1, Хабибулин А.Г.2, Шахрай С.М.3
-
Учреждения:
- Уфимский университет науки и технологий
- Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
- НИУ ВШЭ
- Выпуск: № 5 (2024)
- Страницы: 153-161
- Раздел: За рубежом
- URL: https://snv63.ru/1026-9452/article/view/648951
- DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945224050169
- ID: 648951
Цитировать
Аннотация
В современных условиях нельзя вести речь о нынешней картине международных отношений, если не пойдет разговор о Китайской Народной Республике. Стало привычным сегодня слышать о КНР как о «второй экономике мира», влиятельной силе на политической арене. Если подобные темпы экономического развития КНР и выглядят столь разительными на фоне характерных тенденций замедления роста общих показателей в большинстве стран планеты, на этом фоне возникает всего лишь один вопрос. Как быть со ставшим столь традиционным в либеральной идеологии тезисом о несовместимости условий для ускоренного экономического развития и наличием «руководящей и направляющей роли» коммунистической партии в какой-либо стране?
Можно сказать, что в Китае более осторожно относятся к событиям прошлого. Следует отметить, что исследователи прошлого отмечают любопытное явление: сами китайцы настаивают на том, что, в отличие от остального человечества, они не являются выходцами с африканского континента, а представляют собой самостоятельную ветвь более раннего этапа эволюции человекоподобных обезьян, останки которых обнаружены именно в Китае, – Homo erectus. Несмотря на то что большинство историков в мире с улыбкой воспринимают подобные утверждения, отдельные трактовки прошлого позволяют склониться к своеобразному его восприятию.
К причинам, объясняющим сдержанное отношение к власти и негативным проявлениям прошлого, безусловно, следует отнести распространение в Китае 2.5 тыс. лет назад уникального философского учения, получившего название «конфуцианство». Сердцевиной концепции Учителя Куна стал тезис: «благородный правитель порождает благородных людей». Тем самым возникает цепочка обязательств и взаимных услуг.
Руководство Коммунистической партии Китая обращает особое внимание на необходимость максимального внимания к традициям прошлого, когда сложившиеся в ходе истории культурные ценности служат питательным источником для социалистических ценностей. Подобный нарратив преемственности между духовно-ценностными ориентирами прошлого и настоящего сопровождается провозглашением основ конфуцианской морали в качестве фундаментальных принципов «кодекса социалиста».
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Ахсан Харисович Султанов
Уфимский университет науки и технологий
Автор, ответственный за переписку.
Email: harisovich58@mail.ru
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права
Россия, УфаАлик Галимзянович Хабибулин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Email: 21alik@mail.ru
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой экономических и финансовых расследований Высшей школы государственного аудита, профессор кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета
Россия, МоскваСергей Михайлович Шахрай
НИУ ВШЭ
Email: ezik2002@yandex.ru
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, директор Центра развития международных научно-образовательных кампусов
Россия, г. МоскваСписок литературы
- Ли Даокуй. Китайская экономика: сто лет реформ. М., 2023. С. 223–226, 238.
- Лу Сэньтун. Демократический централизм как конституционный принцип организации государственной власти в Китайской Народной Республике: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2023. С. 14, 15.
- Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин, 2015. С. 238.
- Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: сб. / пер. с англ. М., 2002. С. 85.
- Тойнби А. Дж., Икеда Д. Избери жизнь. Диалог Арнольда Дж. Тойнби и Дайсаку Икеды. М., 2007. С. 407.
- Чжан Юн, Холлидей Дж. Неизвестный Мао. М., 2007. С. 215, 418.
- Чуев Ф. 140 бесед с Молотовым. Второй после Сталина. М., 2020. С. 124.
- Marr A. A history of the world. L., 2014. Pp. 38, 39, 91, 94.
- Ginsborg P. A history of contemporary Italy. Society and politics. 1943–1988. L., 1994. P. 206.
- Gore A. The future. NY, 2014. Pp. 10, 11.
Дополнительные файлы
