Развитие цифровых технологий и проблема агентности: к новой теоретической оптике

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Цифровые технологии радикально трансформируют социальную реальность, чем формируют новые вызовы для теории и практики. Возникает необходимость переосмысления доминирующих в науке представлений как о возможностях институционального регулирования/принуждения к деятельности, так и о трансформационном потенциале человеческой агентности. На основе обобщения дискуссий по теории социологии и новейших разработок в смежных дисциплинах мы выдвигаем концептуальную модель, которая описывает возможности и ограничения человеческой агентности в контексте цифровой реальности как особого типа структуры. В центре нашего внимания вопросы «сильной» агентности, то есть деятельности, существенно меняющей социальную среду. С одной стороны, это зона «условно» свободного созидательного индивидуального действия, опирающегося на ресурсы цифровой среды как на инструмент. С другой стороны, это зона сильной «гибридной» агентности, то есть стимулированной (как минимум, отчасти) и дополненной адресной, кастомизированной системой институционального воздействия с использованием искусственного интеллекта. Таким образом, цифровая среда становится особым пространством разворачивания процессов неоструктурации с характерным для них ростом значимости человеческой агентности как фактора институциональных изменений.

Об авторах

П. С. Сорокин

НИУ «Высшая школа экономики»

Email: psorokin@hse.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Иванов Д. В. Виртуализация общества. Петербургское востоковедение, 2000.
  2. Иванов Д. В. Глэм-капитализм: общество потребления в XXI в. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 9–28.
  3. Кравченко С. А. Амбивалентности цифровизации: востребованность ее национально-культурной модели для устойчивого развития // Социологические исследования. 2022. Т. 9. С. 29–37. doi: 10.31857/S013216250020181-2.
  4. Левашов В. К., Гребняк О. В. Экспансия искусственного интеллекта: ожидания и настроения граждан // Социологические исследования. 2024. № 12. С. 13–23. doi: 10.31857/S0132162524120022.
  5. Резаев А. В., Трегубова Н. Д. «Искусственный интеллект», «онлайн-культура», «искусственная социальность»: определение понятий // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 6. С. 35–47. doi: 10.14515/monitoring.2019.6.03.
  6. Сорокин П. С., Афанасьева И. А. и др. Востребованность индивидуальной агентности и формы ее поддержки: мета-анализ мирового и российского опыта // Журнал исследований социальной политики. 2025. (В печати).
  7. Сорокин П. С., Редько Т. Д. Современные исследования агентности в сфере образования: систематизация ключевых понятий и разработок // Вопросы образования. 2024. № . 1. С. 236–264. doi: 10.17323/vo-2024-18131.
  8. Сорокин П. С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направления развития // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 103–114. doi: 10.31857/S013216250022927-2.
  9. Сорокин П., Мальцева В. От дискретных навыков – к целостному созидательному человеческому потенциалу: новый подход в теории и практике // Форсайт. 2024. Т. 18. № . 1. С. 6–17. doi: 10.17323/2500-2597.2024.1.6.17.
  10. Ågerfalk P. J. Artificial intelligence as digital agency // European Journal of Information Systems. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 1–8. doi: 10.1080/0960085X.2020.1721947.
  11. Brown R. et al. Looking inside the ‘black box’of digital firm scaling: An ethnographically informed conceptualisation // Journal of Business Research. 2025. Vol. 186. С. 114987. doi: 10.1016/j.jbusres.2024.114987.
  12. Brynjolfsson E., Li D., Raymond L. Generative AI at work // The Quarterly Journal of Economics. 2025. Vol. 140. No. 2. С. 889–942. doi: 10.1093/qje/qjae044.
  13. Brynjolfsson E., Rock D., Syverson C. Artificial intelligence and the modern productivity paradox: A clash of expectations and statistics // National Bureau of Economic Research. 2017. No. w24001. doi: 10.7208/chicago/9780226613475.003.0001.
  14. Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. How do we assess how agentic we are? A literature review of existing instruments to evaluate and measure individuals’ agency // Social Indicators Research. 2022. Vol. 159. No. 3. P. 1125–1153. doi: 10.1007/s11205-021-02791-8.
  15. Cetina K. K., Cicourel A. V. Advances in social theory and methodology (RLE social theory): Toward an integration of micro-and macro-sociologies. Routledge, 2014.
  16. Coad A. et al. Capacity constraints as a trigger for high growth // Small Business Economics. 2022. Vol. 59. No. 3. P. 893–923. doi: 10.1007/s11187-021-00558-6.
  17. de Haan F. J., Rotmans J. A proposed theoretical framework for actors in transformative change // Technological forecasting and social change. 2018. Vol. 128. P. 275–286. doi: 10.1016/j.techfore.2017.12.017.
  18. Emirbayer M., Mische A. What is agency? // American journal of sociology. 1998. Vol. 103.No. 4. P. 962– 1023. doi: 10.1086/231294.
  19. Fletcher A., Benveniste M. Narrative Creativity: An Introduction to how and why. Cambridge University Press, 2025. doi: 10.1017/9781009614801.
  20. Frade C. Social theory and the digital: The institutionalisation of digital sociology // Acta Sociologica. 2025. Vol. 68. No. 1. P. 41–56. doi: 10.1177/00016993241264153.
  21. Lund A., Vestøl J. M. An analytical unit of transformative agency: Dynamics and dialectics // Learning, Culture and Social Interaction. 2020. Vol. 25. P. 100390. doi: 10.1016/j.lcsi.2020.100390.
  22. McKelvey B., Oh C. Rescuing economics and management from Darwin’s evolution via death-and-replacement by the Baldwin Effect: learning during a lifetime // Management in the Age of Digital Business Complexity. Routledge, 2021. P. 48–109. doi: 10.4324/9780429278211-2.
  23. Passey D. et al. Digital agency: Empowering equity in and through education // Technology, Knowledge and Learning. 2018. Vol. 23. No. 3. P. 425–439. doi: 10.1007/s10758-018-9384-x.
  24. Rees-Jones R.E., Brown R., Jones-Evans D. Trigger points and high growth firms: the vital role of founder “Sensing” and “Seizing” capabilities // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. 2024. Vol. 30. No. 1. P. 1–22. doi: 10.1108/IJEBR-05-2023-0533.
  25. Rotmans J., Verheijden M. Transition Lenses: Seeing in a Different Way // Embracing Chaos. Emerald Publishing Limited, 2023. P. 11–25. doi: 10.1108/978-1-83753-634-420231002.
  26. Schwarz O. Sociological theory for digital society: The codes that bind us together. John Wiley & Sons, 2021.
  27. Siddiq F. et al. New kid on the block? a conceptual systematic review of digital agency // Education and Information Technologies. 2024. Vol. 29. No. 5. P. 5721–5752. doi: 10.1007/s10639-023-12038-3.
  28. Sternad D., Mödritscher G. Entrepreneurial leaps: Growth processes in transition phases between dynamic states // Entrepreneurship Theory and Practice. 2022. Vol. 46. No. 4. С. 952–984. doi: 10.1177/1042258720929890.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025